Раньше бизнес на создании сайтов был нечто вроде искусства. В индустрии были свои гуру, и казалось, что это очень сложно — сделать сайт. Потом появлялись первые возможности сделать что-то свое — первые хостинги, первые статичные сайты на HTML. Со временем появились готовые системы управления сайтов и конструкторы сайтов. Схема становилась все более прозрачной. В статье мы рассмотрим плюсы и минусы бизнеса на создании сайтов, а также как построить процесс по организации своего такого же бизнеса.
Плюсы и минусы бизнеса на создании сайтов
Плюсы
1. Низкий порог входа
Для выполнения заказа по созданию сайта вам потребуются свои собственные знания. Или люди, которых вы сможете привлечь при необходимости. Ну и еще немного энтузиазма и личного времени. Больше ничего.
2. Спрос
Большинство организаций, чем бы они ни занимались, понимают, что необходимо иметь хотя бы сайт-визитку. По данным ФНС в России сейчас около 4 миллионов юридических лиц, при этом более 80% из них не имеют представительства в Сети. Налицо дисбаланс. То есть работы у создателей сайтов будет еще много.
3. Возможности
При правильном подходе, хорошем опыте и портфолио, небольшая веб-студия или даже фрилансер может превратиться в весьма уважаемую и крупную компанию в кратчайшие сроки.
Минусы
1. Отсутствие понятного ценообразования
Заказчики зачастую не могут понять разницу между сайтом за 100$ и за 1000$. Любой начинающий может предложить вроде бы те же услуги за гораздо меньшую цену. К сожалению, в услугах, в отличие от товаров, всегда будет так.
2. Конкуренция
На рынке все больше фирм, фрилансеров, предлагающих свои услуги. В последнем рейтинге веб-студий Tagline приняло участие более 2000 компаний. Количество не уменьшается. Сложно войти на рынок и оттянуть себе часть клиентов.
Различная реклама также не обязательно приведет к ожидаемому результату.
3. Сложность процесса
Для создания хорошего сайта требуется отнюдь не один человек. Не всегда необходим полный цикл, но хотя бы техническое задание и грамотно построенный дизайн должны быть. К тому же без контроля процесса (менеджмента) также сложно будет создать сайт вовремя и хорошо.
4. Невозможность масштабирования
Практически все лучшие веб-студии России уперлись в потолок по оборотам, притоку новых клиентов, количеству людей в штате и т.д. И никому из них не удалось пробить этот барьер. Бизнес на создании сайтов — это работа с людьми. Большую часть процедур невозможно масштабировать. Единственный выход — заменять людей роботами. Но это уже тема другой статьи.
Процессы
Разные исполнители (фрилансеры, студии, компании) по-разному смотрят на процесс, предлагают разные расценки. Конкуренция сейчас просто огромна. В пределах большого города она заметна вдвойне. В регионах, где конкуренция не так велика, проще найти себе клиентов. Но и бюджет будет соответствующий региону.
По статистике, количество сайтов растет. Спрос увеличивается, а значит — предложение также должно увеличиваться.
Кто-то содержит команду в офисе, кто-то владеет армией фрилансеров-разработчиков.
Итак, определитесь:
1. С командой
Кто будет в составе команды, за что будет отвечать. Необходимо учесть, что кто-то должен организовывать процесс, искать клиентов. Но помимо процесса есть и сама разработка: дизайн, верстка, программирование.
Нежелательно иметь одного человека в команде на несколько ролей. Во-первых, это отсутствие развития сотрудника в одном направлении. Во-вторых, большая усталость через несколько месяцев работы, он может уйти из компании в более спокойное место.
2. С процессом
Как будет происходить процесс создания сайта. От получения заказа (и кстати, как вы его будете получать?) до передачи заказчику. Кто будет создавать контент как один из главных элементов хорошего сайта — заказчик или ваша команда.
3. С формальностями
Какие договора будут, как будет производиться оплата и в какие сроки. Бизнес на создании сайтов предполагает проектное финансирование: производится предоплата; процент зависит зачастую от стоимости проекта. Оставшаяся сумма выплачивается по завершению работ по проекту и передачу сайта заказчику.
Бывает, что по каким-то причинам заказчик не оплачивает оставшуюся сумму, несмотря на договора. Большинство веб-студий решают такую проблему просто: делают сайт на своем сервере, и переносят его на сервер заказчика только после поступления финальных выплат.
4. С услугами
Какие услуги вы будете предоставлять. Порой, на той же поддержке сайта можно заработать больше чем на его создании. Главное — знать платформы и как решать на них те или иные задачи.
Платформы: кто-то строит сайты на сложных движках типа Bitrix, кто-то на бесплатной Joomla. Кто-то и вовсе продает свои услуги, используя конструкторы сайтов (см. руководство по созданию сайтов при помощи setup.ru). Выбор платформы — вопрос строго религиозный. Мы тут советовать ничего не будем.
Также, зачастую клиент не всегда знает возможности сайтов и интернета вообще. Вы можете помочь ему, объяснить возможные решения. Но вы также должны понимать, что ваша команда сможет сделать, а что нет.
Выводы
Если вы хотите просто зарабатывать на создании сайтов, то можно выполнять заказы по тому, что просит клиент. Если же вы хотите, чтобы вас как разработчика сайтов запомнили, будьте внимательны к клиенту, изучайте его предметную область и проблему, помогайте ему с решениями. Даже если заказ вы выполнить не сможете, клиент будет знать вас как специалиста и рекомендовать знакомым.
|