Просматривая те или иные сайты, каждому из нас приходилось сталкиваться с фразами, которые перегружены «ключевыми» словами. «Пластиковые окна… окна пластиковые…». Информация о товаре или услугах, поданная таким образом, вызывает у людей естественное раздражение и отторжение.
Да, раньше тексты, битком набитые определенными словосочетаниями, могли повысить посещаемость сайта. Ситуация меняется – теперь адекватные и уникальные тексты снова обрели свою ценность.
Как мы помним, раньше поисковики придавали большое значение частоте появления ключевых слов на странице в Интернете. В связи с этим и формировалась «сетевая популярность» сайта, поскольку подразумевалось «богатое содержание» обозначенной темы.
Эти времена ушли в прошлое. Сегодня поисковые системы значительно продвинулись благодаря развивающимся технологиям. Теперь в их распоряжении большое количество факторов, по которым строятся оценки популярности. «Ключевые» тексты уже не играют доминирующей роли. Более того, за грубые seo-тексты, за тексты, перегруженные ключевыми словами, сайты наказываются: на них накладываются понижающие коэффициенты. Seo-лажа в текстах поисковыми системами вскрывается очень легко – с помощью сканирующих роботов, анализирующих текстовое наполнение сайта. (SEO (англ. search engine optimization), или поисковая оптимизация – это комплекс мер для поднятия позиций сайта в результатах выдачи поисковых систем по определенным запросам пользователей.)
В 2011 году основная российская поисковая система «Яндекс» (60% поискового трафика) и вовсе вышла на новый уровень. Есть тенденция оценивать сайт по тому, как он взаимодействует с пользователем, а не по тому в каком виде он скармливается поисковой системе. Оценка формируется в соответствии с реальным качеством сайта, на которое влияют следующие аспекты:
– посещаемость – ассортимент – удобство выбора (например, товара или услуги) – доверие со стороны посетителей (как долго люди находятся на сайте) – конверсия (посетители превращаются в покупателей) – наличие контактной информации, адреса, схемы проезда и пр.
Сейчас уже предпринимаются попытки оценивать юзабилити сайта и его дизайн.
На ежегодной конференции «Поисковая оптимизация и продвижение сайтов», которая состоялась 24-25 ноября 2011 года «Яндекс» анонсировал следующий виток этой спирали: в самое ближайшее время компания планирует начать оценивать качество услуги. То есть, речь идет уже даже не об отдельном сайте, а о качестве оффлайновых характеристик бизнеса: как обслуживают клиентов, довольны ли они, не обманывают ли по ценам, вовремя ли осуществляется доставка.
И все эти изменения – естественный процесс эволюции, процесс развития поисковых систем и их механизмов.
Дело в том, что сейчас термин «продвижение сайта» теряет свою значимость. Сегодня правильнее говорить о развитии ресурса или даже проекта, о развитии бизнеса в целом. А что касается интернет-методов развития проекта, то их ассортимент широк – медийная реклама, баннеры, контекст, купонные сервисы, партнерские программы, маркетинг в социальных сетях (SMM), работа с блогами, вирусный маркетинг.
На конференции представители «Яндекса» открыто заявили, что в их планах – учитывать сообщения людей в социальных сетях. То есть они собираются проводить мониторинг отзывов пользователей о сайтах, интернет-магазинах и компаниях. Соответственно, метод продвижения, который после этого появится – это работа с общественным мнением, формирование мнения аудитории.
Привожу высказывание Александра Садовского, который отвечает за поисковый механизм и управляет его развитием в системе «Яндекс»: «Развивая сайт, нужно вкладываться в привлечение пользователей, повышение конверсии и удержание клиентов. Те, кто занимается только привлечением, не думая о качестве, занимаются имитацией. А Яндекс не любит имитации, как и мужчины».