Электронная торговля возникла не вчера и не на пустом месте. И её формы — это не изобретение интернет-маркетологов. Всё это взято из обычной жизни и реализовано в Internet. В настоящее время различают четыре основных формы интернет бизнеса: B2B («битуби»), B2C («битуси»), C2B («ситуби»), C2C («ситуси»). В основе такой классификации — ответ на вопрос «кто кому продаёт?».
1) B2B (business-to-business, бизнес для бизнеса). Когда используется эта форма? Когда между собой взаимодействуют организации. Скажем, фирмы заключают договоры, получают счета на оплату, проводят платежи и пр. С помощью В2В компании осваивают интернет-возможности коммерческого взаимодействия. Расширяется круг их поставщиков и рынок сбыта, позволяя выходить за рамки страны. Электронная коммерция делает работу организаций более динамичной и прибыльной.
Сайты В2В представлены каталогами, аукционами, электронными сообществами, электронными биржами. Могут быть и открытые для всех системы В2В, и открытые только для конкретных организаций, созданные с определенными целями.
2) B2C (business-to-consumer, бизнес для потребителя). Это и товары, и услуги, которые продаются отдельным покупателям в розницу. Оплата при этом может производиться и электронными деньгами, и через банки, и при получении товара наличными. Однозначной схемы здесь нет. В Рунете растёт число интернет-магазинов, а также сайтов, на которых можно оплатить услуги организаций. И всё больше пользователей, которые постоянно оплачивают, например, счета за телефон. Востребованность подобной формы интернет бизнеса подтверждается и примером Запада. У того же amazon.com число покупателей перевалило за 50 000 000.
Какие у В2С плюсы? Привлечение клиентов из других городов и даже стран — раз. Экономия финансов вследствие ненужных трат на развитие филиалов в других регионах — два.
3) C2C (consumer-to-consumer, потребитель для потребителя). Тут тоже всё просто: одно частное лицо оказывает услугу или продаёт вещь другому частному лицу. Например, аукцион molotok.ru: любой человек может что-то там приобрести или, наоборот, предложить желающим.
Практически сайты «ситуси» представлены в Сети отдельными сайтами физических лиц, аукционами, досками частных объявлений.
4) C2B (consumer-to-business, потребитель для бизнеса). Следует отметить, что другие формы интернет бизнеса имеют большее распространение, чем эта. С2С является особой формой. Суть в том, что фирмы предлагают различные товары или услуги, а покупатель сам определяет их цену. Наглядно это показывает С2С-сайт priceline.com, на котором таким образом формируются запросы потребителей, а компания-владелец сайта затем ищет продавца, которого устраивает предложенная стоимость (выступая брокером).
Схемы и модели продаж, применяемые в электронной коммерции, многообразны и постоянно пополняются новыми модификациями. Однако эти четыре формы интернет бизнеса включают в себя любую из них.
Татьяна Осадчая
|