Можно взять в аренду автомобиль. Можно снимать арендованную квартиру. Можно быть арендатором земельного участка. Но взять
в аренду сайт?… О таком явлении большинство компаний на рынке интернет-маркетинга, судя по нашему небольшому
исследованию, никогда не слышали. А жаль. Процесс стОит того, чтобы, как минимум, его изучить, ну а как максимум – задуматься
об использовании нового тренда в продвижении собственных товаров и услуг. Об аренде сайта поговорим сегодня в
очередном выпуске рассылки «Тайны создания и продвижения сайтов в Интернете».
Необычно, но эффективно
С одной стороны, для заказчика дико слышать фразу о том, что его товары или услуги будут продаваться на сайте,
который не будет принадлежать ему. Что клиенты, которые естественно захотят позвонить и задать несколько
вопросов менеджерам компании, также будут посещать какой-то арендованный веб-ресурс. Однако этот «чужой»
сайт реально будет приводить новых клиентов и приносить компании прибыль. А значит «овчинка стоит выделки».
На рынке интернет-услуг арендованные сайты создаются в нескольких случаях. Первый вариант - лизинг сайта. Это долгосрочная аренда (на срок от 1 месяца до нескольких лет) сайта, предусматривающая
возможность его последующего выкупа компанией-арендатором.
Вариант используется, когда заказчик хочет сэкономить на создании хорошего, продающего его товары и услуги, полноценного
представительства в Интернете, которое, естественно, стоит немалых денег. В этом случае, как и в случае создания сайта,
пишется техническое задание, и студия веб-дизайна создает полноценный сайт для заказчика. Грубо говоря, все
"по-взрослому”. За исключением дизайна веб-ресурса. Дизайн таких сайтов предлагают выбрать из нескольких шаблонов.
Оплата сайта происходит чаще всего на основе ежемесячной абонентской платы. Если заказчик хочет продвинуть такой сайт,
он заказывает продвижение в той же фирме, у которой он заказывал этот веб-ресурс.
С юридической точки зрения, дальше возможно 2 варианта развития событий: либо по истечении определенного срока сайт
переходит в собственность Заказчика (это и называется лизингом), либо Заказчик перестает платить за сайт, и он
остается в собственности веб-студии, которая находит на этот сайт другого клиента. При этом весь контент, за
исключением контактных данных заказчика, на сайте остается, так как при аренде сайта заказчик не имеет на
него права.
Второй вариант – аренда сайта. Это когда одна сторона (веб-студия) предоставляет другой стороне (заказчику) веб-сайт
во временное пользование. Очень часто некоторые веб-студии специально создают и раскручивают сайты по определенным
тематикам, а затем предлагают их в аренду компаниям, специализирующимся на данных тематиках. Естественно, что
такой веб-ресурс в большей степени «заточен» на продажу определенных товаров или услуг, чем на общий имидж
компании в Интернете. В этом заинтересованы и сами оптимизаторы, и арендатор сайта.
Как и любой инструмент рекламы, арендованный и «лизинговый» сайты имеют свои преимущества и недостатки. Рассмотрим
их подробнее. 1)Низкая стоимость
В большинстве случаев заказчик платит за аренду сайта некоторую фиксированную абонентскую плату. В случае,
если сайт предоставляется в лизинг компании, то она ежемесячно отчисляет определенную сумму веб-разработчику.
С продвижением сайта дело обстоит несколько иначе. Если мы имеем ввиду лизинг, то продвижение оплачивает
заказчик. Если же мы имеем дело с арендой сайта, то, скорее всего, такой сайт уже раскручен и уже приносит
потенциальных клиентов.
Т.е. оптимизаторская фирма, сделав сайт «с нуля» и обеспечив техподдержку и наполнив контентом сайт своими
силами, вообще не берет за данную работу денег, а предлагает это заказчику как некий бонус. При этом в
договоре обычно указывается только цена за конечный результат (позиции в поисковых системах по определенным
запросам; заинтересованная в продукте заказчика аудитория; оплата за звонки или письма клиентов). Кроме
этого, стоимость аренды (но не лизинга) сайта зачастую гораздо ниже стоимости создания и продвижения
«главного» сайта компании, а основное преимущество – то, что не нужно ждать несколько месяцев, пока сайт
раскрутится. Он привлекает клиентов и приносит прибыль «здесь и сейчас».
2)Простой контроль эффективности
Выделив для арендованного сайта отдельную телефонную линию или виртуальный телефонный номер, компания
с легкостью сможет отслеживать конечный результат от услуги «сайт в аренду». Как правило, студии
веб-дизайна, которые предлагают аренду сайта с оплатой за клиентов, отслеживают звонки клиентов именно
с помощью виртуальных телефонных номеров, с которых делается переадресация на телефоны арендаторов
этих сайтов.
В случае «лизингового» сайта контроль эффективности сайта затруднен. Это может быть связано с
множеством причин. Например, с тем, что сайт не раскручен, или имеет небольшую ”конверсию”, или
контент, которым его наполнил заказчик, не является ”продающим” и т.д.
3) Возможность тестовой проверки
Как правило, оптимизаторы предоставляют клиенту тестовый период пользования арендованным сайтом, в
течение которого клиент может оценить эффективность предлагаемого инструмента.
Сайт, взятый в аренду по договору лизинга, обычно нельзя проверить в тестовом режиме. Он cоздается для
заказчика по его тех. заданию. А как вы проверите продукт, который еще не создан?
4) За сайт отвечает не компания, а оптимизатор
Арендуя сайт или беря его в лизинг, компания перекладывает все потенциальные проблемы с сайтом (защита
домена, услуги хостинга, юридическая защита и т.д.) на плечи оптимизаторов. Таким образом, арендатор
заранее снимает с себя всю ответственность за возможные форс-мажорные обстоятельства. Что является
несомненным плюсом для заказчика.
5)Арендуемый сайт никак не зависит от главного сайта компании
Это в свою очередь, означает, что продвижение арендуемого сайта (или взятого в лизинг) никак не
влияет на продвижение главного сайта компании, и наоборот. Продвижение главного сайта компании
может проводить даже другая фирма-оптимизатор. Конечно, для компании-заказчика это ощутимое преимущество.
6)Не соответствующий названию компании и профилю домен
Обычно домен сайта подбирается либо исходя из названия компании, либо из направления деятельности.
В случае аренды или лизинга сайта его домен может не соответствовать обоим параметрам. Хотя какая
разница, если сайт приносит клиентов и увеличивает продажи?
7)Невозможность поменять оптимизатора, хостера и администратора сайта
В ходе аренды сайта вы не сможете поменять оптимизаторскую компанию и хостинг-провайдера, так как
это автоматически приведет к расторжению договора и потере потока клиентов из Интернета.
В случае «лизингового» сайта заказчик сможет заменить оптимизатора, хостера и администратора сайта
только после полного выкупа веб-ресурса в личную собственность.
8)Мгновенная потеря клиентского трафика при расторжении договора или неоплате услуг
При расторжении договора или неоплате услуг поисковый трафик и связанный с ним поток клиентов либо
уменьшаются (в случае, если сайт взят в лизинг), либо «переходят» следующему клиенту (если сайт арендуемый).
9)Сложность в нахождении нужного сайта
Иногда случается так, что у клиента и желание есть, и средства выделены, а сайт с нужным уровнем
раскрученности и с достойными позициями в поисковиках никак не находится. Либо он есть, но
владельцы не хотят предоставлять его в аренду.
10) Пожелания клиентов
При аренде сайт создается исходя из представлений и мнений оптимизаторской компании. Пожелания
заказчиков при этом не учитываются. При лизинге веб-ресурс создается по тех.заданию клиента и
в соответствии с его пожеланиями.
Все плюсы и минусы арендованного и взятого в лизинг сайта приведены наглядно в таблице ниже.
Параметры
Лизинг
Аренда
Покупка сайта
Стоимость
Рассрочка (ежемесячный платеж)
Фиксированная ежемесячная стоимость
Разовая высокая стоимость
Контроль эффективности
Нет
Да
Нет
Быстрый результат
Нет
Да
Нет
Возможность тестовой проверки
Нет
Да
Нет
Кто отвечает за сайт
Оптимизатор (до перехода сайта в собственность заказчика)
Оптимизатор
Клиент
Схемы оплаты
Рассрочка, ежемесячный платеж
Фиксированная ежемесячная стоимость
Разовый платеж
Оплата продвижения
Оплата за позиции сайта
Возможно
Возможно
Возможно
Оплата за звонки или письма клиентов
Нет
Возможно
Нет
Оплата за трафик
Нет
Возможно
Нет
Смена оптимизатора, хостера или администратора сайта
Возможно после перехода сайта в собственность заказчика
Нет
Возможно
При неоплате услуг
Приостановка работы сайта
Переход сайта к другому клиенту
Отключение сайта невозможно, но возможна приостановка продвижения сайта
Сложности в нахождении нужного сайта с нужным уровнем раскрученности
Нет, сайт создается по тех.заданию заказчика
Возможны
Все зависит от возможностей заказчика
Пожелания заказчиков
Учитываются, но не все
Не учитываются
Первостепенны
Использование арендованных и «лизинговых» сайтов в данный момент не получило широкого распространения среди
компаний. Хотя, на мой взгляд, такой вид продвижения выгоден малому бизнесу (чему способствуют низкие затраты и
быстрый результат), а крупным компаниям он может существенно улучшить показатели эффективности в
продвижении продуктов в Интернете. Думаю, новый тренд еще просто не «распробовали» компании или они … просто
не знают о нем. В конце выпуска стоит отметить, что клиенты, взявшие сайт в аренду или в лизинг, очень редко отказываются от него
в дальнейшем. Если это и происходит, то обычно по причинам, не связанным с работой и результативностью
веб-ресурса. Что подтверждает эффективность необычного инструмента в продвижении товаров и услуг в сети Интернет.