Многие из вас наверняка попадали в ситуацию, когда из двух текстов на одну тему, опубликованных одновременно, читатели предпочитали чей-то другой и охотнее на него ссылались. Объяснить это только большей раскрученный другой площадки невозможно. В рамках рассылки мы уже не раз затрагивали самые разнообразные факторы и теперь хотим поговорить об одном из самых неоднозначных и, казалось бы, сложно формализуемых — о качественности текста.
Среди всех возможных критериев, по которым можно оценить качество публикации, мы хотели бы выделить следующие пять: соответствие реализации задуманному, познавательность, стилистическое соответствие, удобочитаемость текста, качество иллюстративного материала.
Соответствие реализации задуманному
Это первое и самое важное мерило качественности текста. Начиная ознакомление с материалом, читатель настраивается на получение определённой информации. Если он её не получает, либо получает в недостаточном количестве, мотивация поделиться найденным материалом с другими теряется.
Для примера возьмём случай, когда речь идёт о публикации с претензией на предоставление исчерпывающей информации по той или иной теме. Применительно к такой публикации обратите внимание на следующие моменты.
Соответствие содержания текста тому, что было обещано в его начале. При изложении некоторой точки зрения у автора практически всегда есть соблазн существенно отклониться от темы, чтобы непременно упомянуть все тонкости и охватить все второстепенные аспекты проблематики. Постарайтесь оценить, удалось ли вашему конкуренту избежать этой ловушки.
Полнота предоставленной информации. Мнение читателя о том, насколько хорошо автор владеет темой, во многом определяется способностью автора подробно и доступно написать о том, что он хорошо знает. При чтении чужого текста обратите внимание на то, нет ли в тексте некоторых заминок и скомканности повествования. Если о равнозначных сущностях автор пишет с разной степенью подробности, это может говорить о том, что он не владеет комплексным пониманием проблематики.
Уровень владения темой автором — субкритерий, неразрывно связанный с предыдущим. Если в начале текста автор обещает рассмотреть самые важные аспекты той или иной проблематики, но путает первостепенное со второстепенным или вовсе оставляет первостепенное без внимания, это сигнал, что текст написан плохо. В этом случае ваш собственный текст можно написать со следующих позиций:
1. На самом деле первостепенными аспектами являются другие — и укажите, какие именно и почему.
2. Существует целый ряд второстепенных аспектов, которые часто остаются без внимания, хотя в сумме оказывают немало влияние на рассматриваемую ситуацию.
Достоверность предоставленной информации. Отлично написанный текст создаёт ощущение несомненной истинности изложенного, даже если каждый описанный факт не сопровождается гиперссылкой на источник. Это ощущение у читателя складывается из того, насколько уверенно автор излагает материал, и насколько это соответствует общим и частным представлениям читателя о рассматриваемой теме.
Многогранность. На каждую проблему можно посмотреть с разных сторон. Текст с претензией на исчерпывающесть как минимум обозначает существующие (и даже конфликтующие) точки зрения и может подробно остановиться если не на каждой из них, то хотя бы на той, которая ближе автору. Варианты ваших действий:
1. Обратить внимание на те точки зрения, которые не были упомянуты, и восстановить более полную общую картину.
2. Подробно рассмотреть точки зрения, упомянутые конкурентом мимоходом.
В общем случае, если читатель вместо обещанного экспертного мнения получает набор сомнительных фактов, наспех связанных бантиком, впечатление от текста останется соответствующим.
Познавательность
Владение фактами из любой области знаний распределено по обществу чрезвычайно неравномерно. Поэтому качественно написанный материал, излагающий, казалось бы, всем известную информацию, может оказаться неожиданно популярным несмотря на возмущённые крики «Чем вы занимались в пятом классе школы, когда все проходили [подставьте сюда любой факт]?».
В связи с этим оценка познавательности информации в чужом тексте — задача крайне непростая. Исходить здесь можно из того, что школьная программа действительно содержит немало дыр, особенно в области истории и естествознания.
Так что если вы увидели у конкурента интересный текст, подпадающий под определение «это и так все знают», но при этом получающий большое количество заходов и естественных обратных ссылок, проанализируйте его по следующим критериям:
1. Насколько изложенный факт или факты в действительности охвачены публикациями в Интернете.
2. Содержит ли этот текст (и много ли) дополнительной информации, которая менее доступна в Интернета или даже эксклюзивна.
3. Насколько общеизвестность факта компенсируется доступностью изложения и повышенной иллюстративностью.
4. Самодостаточна ли познавательная часть изложенной информации, или же автор сделал ставку на упоминание известных лиц (особенно в title и h1).
Исследовав этот аспект текста чужой публикации, вы можете разработать собственные стратегии переигрывания конкурента на его же поле.
Стилистическое соответствие
Хороший, познавательный и фактологически выверенный текст, скажем, по финансам вполне можно написать развесёлым языком. Впишется ли такой текст в общую картину сайта? Поймёт ли это целевая аудитория? Если этот текст не соответствует «формату» издания и ожиданиям читателей, готовы ли они будут потратить время на ещё одну публикацию на таком сайте? Это и есть оценка стилистического соответствия текста формату площадки.
Но оценивать стилистику необходимо и на внутритекстовом уровне. Ежели посредь текста сурьёзнаго писарь боярским языком изъясняться зачинает, или же слова не по голове умные вворачивает, сие диссонансом когнитивным зело чревато. Качественный текст подобных ляпов не содержит.
|