Яндекс подразделяет все запросы, которые задают пользователи к поиску, на две большие группы: геозависимые и геонезависимые. Для каждой из этих групп запросов существует своя формула ранжирования.
Геозависимые запросы
По ним выдача зависит от региона, из которого пользователь задает запрос. И действительно, если вы задаете запрос [купить пиццу] в Санкт-Петербурге, то московские сайты в выдаче вас вряд ли заинтересуют и наоборот.
Геонезависимые запросы
По ним выдача не зависит от региона и все пользователи из различных регионов (России) видят одни и те же результаты поиска (имеется ввиду российская выдача Яндекса, результаты поиска в Украине или Казахстане по геонезависимым запросам, естественно, будут отличаться от российских, в них приоритет будет отдаваться украинским и казахстанским сайтам соответственно).
Подразделение запросов на геозависимые и геонезависимые происходит с помощью алгоритма геоклассификации, который работает в автоматическом режиме и подразделяет запросы исходя из интересов и поведения по ним пользователей. Сигналами того, что запрос следует считать геозависимым, могут быть:
- частое использование по нему поиска с галочкой;
- уточнение запроса запросом с регионом (например, [пластиковые окна] -> [пластиковые окна москва]);
- высокая доля кликов в выдаче по сайтам с присвоенным регионом, в котором осуществляется поиск;
- большой процент возвратов в выдачу с сайтов не принадлежащих региону, в котором осуществляется поиск
и т.д. Несмотря на то, что алгоритм геоклассификации достаточно давно используется в Яндексе, тем не менее он нередко ошибается.
Пример. Запрос [химчистка ковров] подразумевает поиск услуги химчистки в своем регионе, но Яндекс считает его геонезависимым.
Как определить запрос геозависимый или геонезависимый?
Для проверки геозависимости запроса достаточно обратить свой взгляд вниз поисковой выдачи. Если там написано
что при поиске отдается предпочтение сайтам вашего региона, то значит запрос геозависимый (я сокращенно называю его ГЗ-запрос). Если не написано ничего:
то запрос геонезависимый (я сокращенно называю его ГНЗ-запрос).
Для пакетной проверки геозависимости, когда вам необходимо проверить большое количество запросов, можно использовать агрегаторы Seopult, Webeffector или Rookee.
Иногда, правда, они выдают ошибочный результат, но в случае необходимости проверки большого числа запросов, других бесплатных вариантов я не знаю.
Большинство интересных для продвижения запросов (я их называю коммерческими или транзакционными запросами) являются геозависимыми, хотя существуют и геонезависимые коммерческие запросы.
Пример: Яркий пример коммерческих запросов, которые являются геонезависимыми – это запросы, содержащие название города или даже в некоторых случаях страны:
- [купить кресло в москве]
- [уборка квартир в петербурге]
- [образование в германии]
- [образование в англии]
Поскольку наиболее интересными для нас являются геозависимые запросы, то поговорим об их продвижении.
Как продвинуть геозависимый запрос?
- Присвоить сайту тот регион в Яндексе, в котором вы хотите продвинуть запрос. Например, если вы хотите продвинуть сайт по запросу [купить пиццу] в Санкт-Петербурге, то вам нужно присвоить ему регион Санкт-Петербург, либо Санкт-Петербург и Ленинградская область. Углубляться в то, как присвоить сайту нужный регион, не будем, потому что в подавляющем большинстве случаев, если ваша организация находится в интересном для вас регионе, то проблемы с присвоением не возникнет. А о том, как определить, к какому региону Яндекс относит ваш сайт я уже писал ранее.
Вопрос: Можно ли продвинуть геозависимый запрос в регионе, который не присвоен сайту?
Ответ: Можно, но если конкуренция по нему небольшая или отсутствует. По моим оценкам присвоение региона сайту на 80-90% определяет успешность продвижения в нем. Проще говоря продвинуть московский ресурс в тюменской выдаче по геозависимому запросу вполне возможно, тогда как по запросу [купить пиццу] оказаться с тюменским сайтом в московской выдаче не удастся, ибо конкуренция в Москве огромна. Конечно, чудо может произойти, например, в виде последствий работы алгоритма Яндекса Спектр, взгляните на результаты поиска по геозависимому запросу [продвижение сайтов]
но рассчитывать на подобные чудеса глупо.
- При покупке ссылок (или ином наращивании ссылочной массы) использовать региональные сайты-доноры и употреблять название региона в анкорах. Иными словами, если вы продвигаете [купить пиццу] в Санкт-Петербурге, то вам лучше покупать ссылки на сайтах с присвоенным регионом Санкт-Петербург, а в анкорах ссылок употреблять маркер региона, например
- купить пиццу в Санкт-Петербурге
- пицца Санкт-Петербург
- купить пиццу в спб
и т.д
Примечание: Группа факторов, связанных с региональностью ссылок, оказывает слабое влияние на продвижение геозависимых запросов. Если ваш сайт не принадлежит к регионам Москва, Санкт-Петербург или Екатеринбург (речь только о регионах России), то в абсолютном большистве случаев для продвижения по ГЗ запросу будет достаточным присвоения ресурсу нужного региона и хорошей внутренней оптимизации. После перечисленных мероприятий сайт сам вылезет на нужные позиции.
Пример насколько важен фактор присвоения сайту региона
Я не люблю теоретические рассуждения без конкретной практики, поэтому в завершении продемострирую пример, которые иллюстрирует, насколько важно при продвижении проекта присвоить ему нужный регион.
На диаграмме представлен срез переходов с поиска Яндекса в регионе Санкт-Петербург за полгода. По горизонтальной оси – дата по дням, по вертикальной – количество визитов в день по данным Яндекс.Метрика.
Изначально ресурс продвигался в Москве, затем был открыт филиал в Санкт-Петербурге. На диаграмме мы видим, что как только ресурсу был присвоен регион Санкт-Петербург, сразу последовал резкий скачок переходов с Яндекса из региона Санкт-Петербург. Далее видно, что прокачка региональными ссылочными факторами не привела к такому колоссальному росту трафика, как присвоение региона.
|