Раскрутка форума. Часть 3-я, оживляющая
1.
Стоит начать не с того, что надо делать для продвижения форума, а с
того, чего лучше не делать. Не стоит регистрировать несколько аккаунтов
на разных пользователей и создавать видимость оживленной дискуссии по
какой-то теме. Cтиль написания сообщений у одного человека, в среднем,
один и тот же. Даже если вы будете стараться «отыграть» роли для
различных пользователей, так или иначе вы когда-то где-то проколетесь,
и это вряд ли скажется хорошо на репутации форума. Кроме того — это не
сильно далеко от обычного почтового спама с подобными же последствиями,
просто его другая грань.
Ну и, конечно, это серьезные затраты
времени. Подходите сразу же более серьезно — потратьте время для
привлечения новых посетителей, это будет куда более полезно, чем
заполнение форумных страниц массой сообщений от посетителей виртуальных.
2.
Не
создавайте сразу с десяток форумов по всем возможным темам сайта.
Начните с минимального — создайте 1 форум, не больше, в дальнейшем
форумы будут отпочковываться от основного сами собой. Заведите одного
постоянного посетителя на форуме, общайтесь с ним, сначала по теме
форума, потом по близким темам в более неформальном ключе, потом и
просто «по жизни».
Вопрос о том, как заманить на форум первого
постоянного посетителя, примерно соответствует вопросу «как привлечь
клиента?». У каждого свои методы. Пишите адресные письма возможным
постоянным посетителям с приглашением посетить новый форум. Ходите по
другим форумам близких тематик и ненавязчиво переманивайте посетителей
к себе. Постарайтесь сделать форум в чем-то уникальным и непохожим на
другие близкие тематические форумы. За уникальностью люди тянутся. Да и
мало ли других способов. Самое главное — на этом этапе вы должны
постоянно непосредственно участвовать в развивающихся дискуссиях и не
прекращать искать новых членов для вашего форума.
3.
Основная и, собственно, предпоследняя задача — создать костяк
аудитории, или, если использовать уже утвердившееся в русском
компьютерном сленге слово — коммьюнити. Сплотить посетителей из
разрозненных индивидуумов в относительно дружную команду, стараясь свое
собственное участие немного оттеснить на второй план, но при этом
оставаясь основным аккумулирующим стержнем общения. Потому что форум —
это все-таки именно ваш дом.
Как сплотить посетителей? Опять же
вопрос из серии общих, но более легкий, чем в обыденной жизни. Интернет
— это вещь, в целом, безвозрастная. Здесь директор серьезной фирмы
может запросто общаться с 15-летним подростком, если у них схожие
интересы. А в жизни такое случается редко. Коммьюнити можно сплотить
почти из любого набора людей, надо только проявить некоторую сноровку.
Серьезные конфликты стоит жестко и ровно пресекать, всяческие же новые
идеи и веяния — стараться по возможности поощрять.
Единственное, с чем стоит бороться сразу и до конца — это с безграмотностью и попустительством в отношении русского языка. Никто из костяка постоянных посетителей не должен быть безграмотным. Это примерно так же, как если ваша компания начнет гнать халтуру, а вы будете выставлять ее напоказ и гордиться ею. Это допустимо для редких посетителей, но никак не для постоянных членов коммьюнити.
4.
Собрав
костяк аудитории, ошибочно считать, что уже почти все сделано. Да,
основное коммьюнити — это уже почти самодостаточная система, которая
может существовать без особого притока новой крови извне, мало того,
сплоченный круг постоянных посетителей не очень-то привечает новичков —
их вполне устраивает вертеться и в собственном соку. Единственно, чего
в этой системе не учтено — без вашего участия все медленно, но верно
загнется — дискуссии затухнут, огонь на форуме погаснет.
Что делать?
Задача последняя. Необходим качественный рывок. Скажем, это может быть
выход новой игры, если у вас игровые форумы, или выход нового
программного продукта, или какая-то новая сногсшибательная идея. Если
такового рывка не намечается — постарайтесь придумать его сами.
Экспериментируйте. Главное, что следует получить на выходе — приток
новых посетителей на форум должен стать регулярным, частым и
постоянным. Старайтесь постоянно развивать ваши форумы — скажем,
создать фотогалерею постоянных участников, поймать момент, и когда все
уже более-менее перезнакомятся и определятся, где кто территориально —
устроить встречу вживую, организатором ее можете стать вовсе и не вы
сами, кто-то рано или поздно обязательно натолкнется на эту идею.
Встречи вживую сближают большинство участников, хотя некоторых могут и
отдалить — не стоит этого чураться, рано или поздно это так или иначе
произойдет и это вполне нормальное явление, в жизни не всегда все так,
как в Сети.
5.
Когда
аудитория начнет разрастаться лавинообразно — одного форума начнет не
хватать. Вот тут и стоит потихоньку начинать отпочковывать новые
форумы, уже более четко ориентированные на конкретные тематические
вопросы. Делать это стоит мягко, последовательно и постепенно, а не
создавать несколько новых форумов за раз. Затем вы начнете не
справляться с потоком новых сообщений — для того, чтобы помочь вам
справиться, давно придуман институт модерирования. Здесь снова
пригодится постоянный костяк аудитории — потому как добровольных
помощников-модераторов проще и правильней всего набирать именно из их
числа.
Если у вас до сих пор не были написаны правила форума — самое
время оформить их первую редакцию. Главное при их написании учесть и
четко дать понять — демократии на форуме нет. Все здесь делается по
правилам, которые написаны для всех, но при этом все подчинено одному
человеку — вам. Это вы гнете свою линию. Демократию можно вводить лишь
тогда, когда сообщество становится настолько большим и разнослойным,
что режим линейного руководства уже не справляется. До сих пор ни одно
сетевое коммьюнити в мире до таких размеров не доросло, а неудачных
попыток введения демократических веяний в меньшем сообществе — огромное
количество.
6.
Дальнейшее
развитие форумов почти везде идентично. Увеличение количества новичков,
постепенная потеря интереса к форумам «старичков», которые не являются
модераторами, им уже все это не ново. Чтобы окончательно их не
растерять — надо поймать момент и вовремя создать закрытый клубный
форум, прием в который осуществляется закрытым голосованием членов
клуба. Стоит ожидать, что кроме клубного, на другие форумы «старички»
ходить перестанут. И действительно — туда ими будут осуществляться лишь
редкие вылазки. Зачем им другие форумы, если у них есть аналог старого
первого форума, когда они общались только внутри своей сплоченной
аудитории? Однако и сюда изредка стоит принимать новых членов, обновляя
состав клуба.
И когда, наконец, вы обнаружите, что никуда, кроме
клубного форума, вам, по большому счету, ходить неинтересно, все это
немного обрыдло и стало больше рутиной, чем радостью нового дела,
механизм налажен, модераторы модерируют, пользователи ходят и общаются
уже без всякого вашего участия — задумайтесь от «отходе от дел» и о
том, чтобы поставить вместо себя нового администратора форумов.
Вашей потерей интереса вы не должны сдерживать развитие форумов. Можно попытаться уговорить на это неблагодарное и времязатратное дело кого-то из костяка аудитории, но в данном случае вы немного покривите душой, потому как к этому времени почти весь старый состав форума — ваши близкие друзья, а попробовать администратора из новичков — значит почти наверняка рисковать и обеспечить конфликты со «старичками».
К этому времени форумы уже должны приносить вам некоторый прямой, а скорее косвенный, доход. И администратора стоит банально нанять на работу за зарплату. Это самый правильный и действенный способ. Так вы избежите многих возможных неприятных конфликтов.
7.
И
вот после всего этого (для разных форумов к этому моменту пройдет, в
среднем, от 3-х до 5-ти лет) — можно откинуться на спинку стула и уже
перебрасывать потихоньку свои ресурсы на другие, новые и интересные
проекты.
Но, опять же, не стоит этого делать резко. Вам все равно
придется участвовать в жизни форума и принимать решения, которые может
принять только вы сами. Надо на первых этапах четко отслеживать
деятельность нового администратора, может пройти долгое время, прежде
чем вы наконец найдете такого администратора форумов, который устроит и
вас, и основные слои посетителей.
8.
Наши форумы, там, где мне приходилось достаточно долгое время участвовать в их жизни, выросли вместе с сайтом в крупнейший портал в России по своей тематике, во многом именно за счет форумов. Оффлайновый контингент в Москве насчитывает около 100 человек, которые в том или ином составе еженедельно по пятницам после работы встречаются более 5-ти лет на постоянном месте сбора, которое сменяется только на зимний период. Те, кто живет рядом друг с другом, вдобавок, регулярно встречаются по выходным. Благодаря нашим форумам возникло несколько семейных пар, и еще несколько — на подходе.