Почти наверняка, вы видели на многих сайтах такие разделы как "ссылки" или "мои друзья", или "другие ресурсы". Открыв подобный раздел, вы найдете там список адресов сайтов с описаниями или без оных. Зачем нужны эти страницы, какую роль они играют? Причин для создания страницы ссылок несколько: от желания похвастаться до полного бессилия сочинить что-либо путное, чтобы наполнить сайт. Но нас сейчас интересуют только две из списка возможных причин, а именно: связывание содержания с ресурсами близких тематик и популяризация собственного сайта путем обмена ссылками.

Очевидно, что создание собственной коллекции ссылок придает вашему сайту дополнительную солидность, а следовательно, дополнительных посетителей. Грамотно составленная страница ссылок находится на втором или третьем месте по посещаемости среди всех страниц сайта. Однако не стоит думать, что обилие ссылок - это провокация для ухода пользователя с сайта, так как если человеку не нравиться ваш сайт, то он волен уйти - хотите вы того или нет, причем, возможностей у него для этого предостаточно и без ссылок. В то же время, уйдя по ссылке, человек может еще не раз вернуться к вам, например, нажав на кнопку "back" в браузере.

Как грамотно составить таблицу ссылок? Для этого посмотрите на свои закладки, - наверное, у вас скопилось достаточное количество ссылок на сайты по вашей тематике, которые вы регулярно посещаете, - это и есть основа вашей страницы ссылок. Выложите все эти ссылки на одну страницу, уберите все малозначительные и случайные, а также не относящиеся к тематике, возможно, стоит убрать и ссылки на сервера, которые могут составить вам серьезную конкуренцию. Оставшиеся ссылки обязательно надо разбить по разделам в соответствии с их узкой тематикой. В зависимости от получившегося объема материалов разделов может быть больше или меньше, но я рекомендую вам придерживаться следующих рамок: 10-20 ссылок в разделе и не более 80 ссылок на странице. Таким образом, если вы не умещаетесь в этот объем, то можно организовать несколько страниц, на каждой из которых будет представлено по одному тематическому разделу. Объединив все эти страницы в отдельную область сайта, сделайте ее оглавление, поставив гиперссылки непосредственно на страницы разделов.

К каждой ссылке напишите небольшое описание на 200-300 знаков, характеризующее не только сам ресурс, но - и это особенно важно - ваше отношение к нему. Учтите, что чем больше ссылок на странице, тем короче должны быть описания, чтобы общий объем текста вместе с тегами не превышал 15-17 kb. Иногда к каждой ссылке достаточно приписать просто пару слов, объясняющих, чему именно посвящен ресурс, поскольку пользователь, теоретически уже ориентируется в тематике (он же изучил ваш сайт) и способен самостоятельно справиться с определением своих библиографических потребностей. Постарайтесь немного выделить ссылку (не только цветом, но и размером шрифта), чтобы она не терялась на фоне описания, но не переусердствуйте, ссылка - не заголовок.

Теперь нужно упорядочить ссылки по какому-либо принципу, например, по степени важности или исходя из ваших личных пристрастий. Я ни в коем случае не рекомендую сортировать ссылки по алфавиту, так как это ведет к официальности и потере информативности. Для небольшого персонального или коммерческого сайта лучше всего, на мой взгляд, подойдет сортировка на основании ваших личных оценок рекомендуемых сайтов. Если же вы создаете ресурс для профессионалов, то хорошим вариантом будет также сортировка по степени важности рекомендуемых ресурсов или по полноте раскрытия темы.

Положение рубрик тоже играет важную роль, подумайте, что главенствует на вашем ресурсе, какая тематика вас лично более интересует, и согласно именно этим рассуждениям разложите разделы так, чтобы они более соответствовали характеру представленной вами тематики. Если вы решили разнести рубрики по разным страницам, то не забудьте, что нужно рассортировать строчки в самом оглавлении так, как это описано выше. Теперь перед вами рубрицированная страница ссылок с описаниями, которую вы готовы представить своим посетителям.

При проведении этой маркетинговой операции вам придется писать и получать много писем, наверное, впервые с начала раскрутки сайта. Отнеситесь к этому серьезно, так как письма - это одно из важнейших средств взаимодействия с аудиторией. Заведите себе несколько правил по работе с корреспонденцией:

1. старайтесь читать ее в тот же день, когда она приходит, выделите на это полчаса утром и час вечером
2. на самые важные письма отвечайте сразу - в течения часа-двух
3. отвечайте на все письма, хотя бы и односложно
4. отвечайте на письма не позднее, чем в течение 3 дней.

Эти правила становятся особенно важными, если ваш сайт не только информационный, но и коммерческий. В этом случае, возможно, выгоднее будет нанять специального человека, задачей которого будет отвечать на письма, если вы в отпуске или просто загружены другими делами. Разработка жестких правил работы с корреспонденцией избавит вас от финансовых потерь вследствие медленного и негибкого сервиса.

Мы разобрали организацию и проведение кампании по обмену ссылками. Ссылки, которые вы поставите в случае успешного проведения кампании, составят основу вашего будущего трафика. Несмотря на небольшой вклад каждой из них, вместе все эти ссылки - большая сила. Задача опытного веб-мастера - постоянное увеличения количества ссылок на сайт, а следовательно, постоянное наращивание своего присутствия в Сети.