Ключевые слова на Яндексе или статистика (Яндекс.Wordstat) – конечно самый
популярный способ формирования списка запросов, с помощью которых
проводится SEO оптимизация. Давайте на короткое время отвлечемся от
Яндекса и с помощью Google Analytics поищем внутри собственного сайта
способы увеличить объем целевого трафика.
Запросы в виде вопросов
Каждый день Google Analytics собирает большое количество ценной
информации, в том числе сведения о ключевых словах, по которым люди
приходят на наши сайты. Google Analytics помогает нам увидеть, какой
язык используют посетители, как они формулируют свои потребности.
Обычно мы распределяем эти запросы по группам: «релевантные»,
«нерелевантные», «продающие» и «непродающие». Например, для сайта
компании, которая организует лечение за границей, следующие запросы
будут:
- «лечение в Израиле» - релевантным, продающим,
- «онкология» - релевантным, не продающим,
- «туры в Израиль» - нерелевантным и непродающим.
Соответственно, владельцы сайта стараются увеличить трафик по
релевантным продающим запросам. Для этого используются соответствующие
словосочетания в текстах, увеличивается их плотность, покупаются ссылки
и т. д.
Эта методика показала свою эффективность, но я бы не стал на ней
останавливаться и копнул глубже. Распределим все запросы на две группы:
утвердительные и вопросительные. Примеры утвердительных запросов:
- Лечение в Израиле,
- Туры в Египет,
- Коньяк Арарат Наири
Эти запросы попадаются чаще всего, но у них есть определенный
недостаток (с точки зрения владельца сайта). Они могут быть
релевантными, продающими, какими угодно полезными, но нам не всегда
понятно: какую потребность хочет удовлетворить человек, набравший
данное ключевое слово. Его интересуют цены на лечение или
принципиальная возможность такового? Он хочет купить коньяк или желает
почитать в интернете что-нибудь об уже купленном коньяке? Можно только
догадываться. Когда мы оптимизируем свои сайты под утвердительные
запросы, мы привлекаем и тех, кто хочет купить, и тех, кто ищет, что бы
почитать.
Вопросительные запросы более явственно говорят о потребности человека:
- Где купить коньяк Арарат Наири?
- Сколько стоит лечение онкологии в Израиле?
- Когда ехать в Таиланд?
Вопросительная формулировка запроса встречается гораздо реже, но она
является более полезной для владельца сайта, потому что недвусмысленно
заявляет о намерении.
Сегменты Google Analytics
Давайте посмотрим, как можно использовать Google Analytics и
вопросительные запросы для оптимизации сайта и увеличения трафика.
Сначала придется вычленить все вопросительные запросы из потока
ключевых слов, которые фиксирует статистика. В этом нам поможет функция
GA под названием «Сегменты с расширенными настройками».
Эта функция позволяет разбивать все данные статистики на любое
количество произвольных (персональных) сегментов. В веб-аналитике очень
полезно изучать данные не в среднем, а по отдельным группам. Это как
раз то, чего нет в Яндекс.Wordstat, но есть в Google Analytics.
Сегменты помогают анализировать только трафик определенного типа (по
конкретному типу запроса, с конкретных сайтов, в конкретное время и так
далее – по вашему выбору). В этом случае наш выбор – анализ трафика с
вопросительных запросов.
Для начала рапределим все запросы на вопросные группы:
- Кто
- Что
- Где
- Когда
- Как
- Почему
- Сколько
Подавляющее большинство вопросов, которые задаются при поиске информации о товарах и услугах, попадут в одну из этих групп:
- Сколько стоит…
- Как купить…
- Где найти …
- Что такое …
И так далее. Также можно добавить вопросы:
Например: «Откуда отправляются паромы в Хельсинки?», «Чем лучше армянский коньяк?»
Пусть вас не смущает тот факт, что не все вопросительные «ключи»
кажутся продающими. На самом деле, именно такие вопросы задает
покупатель в магазине прежде, чем выложить деньги. Мы не можем строить
бизнес только в расчете на тех, кто приходит с твердым решением
что-либо приобрести. Обычно и в магазин, и на сайт человек приходит в
роли вопрошающего, а не в роли покупателя.
Сформулировав вопросные группы, создаем на их основе сегменты в GA.
Кликаем на ссылку «Создать новый персонализированный сегмент».
На открывшейся странице выбираем разделы «Источники трафика» - «Ключевое слово».
Хватаем курсором и перетаскиваем зеленый блок «Ключевое слово» в
пустое поле «Значение или показатель» справа. В пустом поле «Значение»
указываем вопрос, а в выпадающем меню «Условие» выбираем опцию
«Содержит».
Чтобы добавить новые сегменты, кликаем на ссылку «Добавить оператор
«and». Повторяем операцию до тех пор, пока не внесем все типы вопросов.
Теперь группе сегментов следует дать любое произвольное название,
например такое
Что делать с сегментами?
С помощью сегментов можно изучать как сайт в целом, так и отдельные
страницы. Чем глубже уровень анализа, тем более точную информацию можно
получить. Особенно полезно изучать в отдельности важные продающие
страницы сайта, посадочные страницы рекламных кампаний, странички с
описанием самых популярных и наименее популярных товаров.
Для этого в Google Analytics в разделе «Содержание» кликаем на кнопку «Все посещения»
и отмечаем только интересующую нас опцию – группу «Вопросы».
Теперь вы получите список только тех ключевых слов, которые соответствуют фильтру.
Таким образом вы легко найдете вопросы, которые волнуют
потенциальных клиентов. И не просто найдете, а будете в курсе, какие
вопросы задаются чаще всего, на какие страницы ведет трафик по каждому
конкретному вопросу, в каких случаях эти вопросы находят ответ, а в
каких – нет.
Как увеличить посещаемость сайта и качество его использования с помощью описанных сегментов?
Самый первый и элементарный шаг – создать список F.A.Q., ответов на
наиболее распространенные вопросы. Если люди ищут информацию, пусть они
найдут ее на вашем сайте. Если человек хочет почитать что-нибудт о
коньяке, пусть ваш сайт станет источником познавательных сведений. Так
вы создадите себе имидж эксперта, заодно увеличив посещаемость сайта.
В том случае, когда ваш бизнес сопровождает большое количество
вопросов (как в случае с лечением за границей), то создание
тематического блога окажется отличным сопособом удовлетворить
информационный голод и – в который раз – получить трафик. Отвечайте на
все вопросы в корпоративном блоге и всегда давайте ссылки на продающие
разделы сайта. Создавайте связи между информационными и коммерческими
страничками.
Иногда вопросительные запросы ведут на страничку, на которой нет
соответствующих ответов. Не спешите отмахиваться от таких запросов, как
от нерелевантных. Возможно, есть все основания добавить на страницу
текст с ответом или дать ссылку на тот раздел сайта, где этот ответ
имеется.
Подумайте, есть ли в вопросах намек на то, что вашему товару или
услуге чего-то не хватает. Например, вопрос «Чем коньяк Наири лучше?»
может намекать производителю на отсутствие четкого позиционирования,
собственного лица. Иногда что-то, что кажется очевидным владельцу
бизнеса, неочевидно всем остальным.
Наконец, некоторые вопросы рассказывают нам о неудовлетворенных
потребностях, намекая на то, что в этой области кроются интересные
возможности для бизнеса.
Мы часто недооцениваем информацию, которую сайт предоставляет нам
каждый день. Достаточно установить на нем код качественной службы
веб-аналитики, например Google Analytics, как у вас появится своя
собственная статистика ключевых слов. В отличие от Яндекс.Wordstat у
вас в распоряжении будет не «средняя температура» по всему интернету, а
персональная статистика для вашего сайта и вашего бизнеса.
|