Майкл Мастерсон и Майк Палмер в своей книге "Copy Logic!" разъясняют систему перекрёстной проверки, разработанную Майклом для AWAI, чтобы оценивать эффективность рекламного текста, задав простой вопрос: «Если бы вы были покупателем, стали бы вы читать дальше?».
Система очень проста: нужно попросить 4—6 человек прочитать текст и поставить ему оценку по четырёхбалльной шкале:
Абсолютно не хочется читать дальше заголовка (1 балл).
Вероятно, не буду читать дальше заголовка (2 балла).
Прочитаю дальше, но не без сомнений (3 балла).
Определённо прочитаю текст с большим интересом (4 балла)
Комментарии и критика к тексту при первой оценке не предусмотрены. От ставящих баллы нужна только первая эмоциональная реакция после прочтения текста.
Разрешив опрашиваемым использовать дробные значения (скажем, 3,5), посчитайте среднее арифметическое. Если получается 3,2 балла и больше, скорее всего, заголовок менять не надо. Если же результат меньше 3,2, всех ставивших баллы просят высказать свои соображения, как можно улучшить текст, а копирайтер записывает идеи «по горячим следам».
Предположим, что обсуждается заголовок «Как заработать на технологическом буме».
Отклик вида «Надо как-то поконкретнее» является критикой. Не предлагая альтернативный вариант, критик не даёт материала к обсуждению, и дискуссия часто выливается в бессмысленный спор о теории копирайтинга.
В то же время, отклик вида «Давай попробуем заголовок "Как увеличить выручку на 450% в надвигающемся технологическом буме"» является конструктивным, поскольку содержит предложение к действию. Таким образом копирайтер получает необходимую ему конкретику без критиканства.
После того как изменения учтены, участники группы комментаторов оценивают новый текст как более сильный, более слабый или такой же. Если мнения разделяются, слово остаётся за копирайтером. Новая версия снова проходит оценку по 4-балльной шкале.
Весь этот процесс повторяется до тех пор, пока общая оценка не улучшается.
|