2 июня пермское управление федеральной антимонопольной службы России (УФАС) возбудила дело в отношении такси "Везёт". Как сообщает
первоисточник, дело было возбуждено "по многочисленным заявлениям
граждан". Граждане негодуют на то, что если в Яндексе ввести запрос
"Лучшее такси" и указать город,
то в результате поиска появляются ссылки на сайт такси "Везёт"
www.rutaxi.ru.
УФАС решило, что такси нарушило закон "О Рекламе", указав не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара.
При этом сайт "Везёт" не выводится первым по указанному запросу, его
обогнали ресурсы нескольких других такси-компаний, но претензии
возникли только к "Везёт".
Рассмотрение дела состоится 22 июня этого года. Ответчиком является ООО "Везёт".
Тем временем, в Нижегородское управление Федеральной антимонопольной службы России (НУ ФАС) обратился гражданин с жалобой на контекстную рекламу
в Яндексе такси "Везет", содержащую, по мнению заявителя, признаки
нарушения закона "О рекламе". В Перми же, по словам NewsPerm.ru,
претензии возникли к "результатам поиска". НУ ФАС направил в Яндекс запрос об объяснении того, почему появилось это рекламное сообщение, со сроком ответа
до первого июля.
Перспективы этих претензий видятся редакции рассылки неоднозначными.
Контекстная реклама или ссылка в поисковых результатах появляются по
запросу, который делает пользователь. На сайте или в рекламном
объявлении может при этом не оказаться предложений со словами "лучшее такси". Ссылки же с анкором "лучшее такси",
которые купили оптимизаторы сайта ответчика, могут быть обнаружены
только в случае глубокого понимания истцом технологической стороны
вопроса.
Яндексу вследствие этого дела вряд ли грозят какие-то проблемы. У компании есть документ "Требования к рекламным материалам", в котором указано:Если
в рекламе используются превосходные степени имен прилагательных и/или
содержатся сведения о преимуществах рекламируемого товара перед
находящимися в обороте товарами, то рекламная ссылка должна вести на
страницу сайта рекламодателя, где эта информация подтверждена
соответствующими исследованиями
(заключениями и т.п.) третьих лиц..
Этот абзац возлагает ответственность за рекламу на компанию,
которая нарушила требования Яндекса. C другой стороны, ссылки с анкором
"лучшее такси" могут выглядеть как "заключения третьих лиц", то есть,
отзывы пользователей, считающих такси "Везёт" лучшим (последнее
предположение является продуктом ничем не подтвержденных размышлений
редакции рассылки).
Это не первый случай претензий со стороны законодательства к выдаче
Яндекса и рекламе Директа. Претензии к поисковой выдаче если и доходили
до суда, то заканчивались победой Яндекса. В декабре 2009 года Яндекс даже написал в корпоративном блоге пост на эту тему:
Федеральный
арбитражный суд Московской области установил , что "поисковый сервис
Яндекса не осуществляет распространение информации, а предоставляет
пользователям услуги поиска информации, размещенной третьими лицами в
сети Интернет"... суд фактически признал, что поисковая система
выполняет техническую роль инструмента в процессе поиска информации в
сети, что она является
"зеркалом сети", а не её редактором. Поисковик не может и не должен
брать на себя роль суда или цензора в отношении информации, создаваемой
и распространяемой третьими лицами.
Мы ожидаем, что в дальнейшем как судебная практика, так и
законодательные инициативы, касающиеся регулирования интернета в целом
и деятельности поисковых систем в частности, пойдут именно по этому
пути.
С рекламой ситуация сложнее. В ноябре 2009 года ФАС признала
рекламодателя ООО "Диалог Энио", рекламораспространителей ЗАО
"СВР-Медиа" и ООО "Яндекс" нарушившими закон "О рекламе" при
распространении ненадлежащей рекламы аппарата "Парацельс-07".
Организации нарушили закон в части, запрещающей рекламу
изделий медицинского назначения без специального разрешения на производство и реализацию, а также отсутствие предупреждении о наличии противопоказаний к их применению.
В качестве реакции на этот прецедент 25 марта 2010 года изменились
Правила показа объявлений в системе Яндекс.Директ. Объявления
алкогольной, табачной и медицинской тематик, определяемых
автоматически, начали содержать предупреждения стандартной формы,
предусмотренные ФЗ "О рекламе".
Нет сомнения, что это изменение в работе сервиса Яндекс.Директ не
останется единственным, вызванным к жизни общением Яндекса с
государственными органами. Рекламодателям стоит быть готовыми к переменам и уже сейчас стараться, чтобы рекламные материалы соответствовали всем требованиям законодательства.
А уследить за этим не так просто, как кажется. Сегодня стало известно,
что УФАС по Кировской области сочло недостоверной рекламу торгового
дома "Стройбат", так как по мнению службы на рекламном постере было
незаконно использовано "изображение человека, визуально схожего с изображением президента РФ Медведева Дмитрия Анатольевича". Это является "не соответствующими действительности сведениями о рекомендации физических или юридических
лиц"
Яндекс призывает вебмастеров-кулинаров к сотрудничеству
Сегодня Яндекс объявил
о старте партнерской программы для владельцев кулинарных сайтов. К
сотрудничеству с ними Яндекс стремится для того, чтобы пользователи при
поиске кулинарных рецептов видели в сниппете набор ингредиентов и их
пропорции, начало инструкции, время приготовления
и другие параметры рецепта.
Владельцам кулинарных ресурсов предлагается два способа улучшения
отображения своего сайта в выдаче. Они могут сформировать XML-фид и
указать его адрес в соответствующей форме Я.Вебмастера, либо разметить
рецепты на своем сайте микроформатом hRecipe. Подробнее узнать о
технологиях и алгоритме действий можно на соответствующей странице Помощи вебмастерам.
Напомним, что полторы недели назад мы писали
о похожем нововведении Google. В сниппетах выдачи google.ru появились
расширенные описания для сайтов с рецептами, обзорами, мероприятиями,
видео и личными профилями. Google предложил российским вебмастерам самостоятельно разметить сайты при помощи микроформатов, микроданных или RDF.
|