Google
закрыла свой основной китайско-язычный портал Google.cn, на котором по
соглашению с китайским правительством ранее была установлена цензура, и
начала переводить его сервисы на сайт в Гонконге Google.com.hk, на
котором нет цензуры. Такой маневр призван стать компромиссным
решением для компании, не согласной с китайским законодательством в
сфере интернета и желающей продолжать получать прибыли с наибольшего в
мире рынка.По объяснению компании: «Пользователи,
посещающие Google.cn, перенаправляются на Google.com.hk, где мы
предлагаем поиск на упрощенном китайском без цензуры, специально
разработанный для пользователей континентального Китая и поставляемый
посредством наших серверов в Гонконге. (…) Мы хотим, чтобы как
можно больше людей в мире имели доступ к нашим сервисам, включая
пользователей континентального Китая, учитывая, что Китайское
правительство предельно ясно дало понять в наших дискуссиях, что
самоцензура – необсуждаемое требование закона. Мы верим, что этот новый
подход предоставления не цензурированных результатов на упрощенном
китайском с Google.com.hk является разумным решением трудностей, с
которыми мы столкнулись —оно полностью легально и существенно увеличит
доступ к информации людей в Китае».
Реакция официального Китая не заставила долго себя ждать.
Партия, руководящая страной, считает необходимой цензуру всего, что
делают в сети Интернет 384 млн китайских граждан, и отказ Google от
добровольно наложенной на себя цензуры вызвал ее праведный гнев. «Google
Inc нарушила свое собственное письменное обещание, которое компания
дала, входя на китайский рынок, – цитирует агентство новостей Синьхуа
(Xinhua) слова неназванного чиновника из Государственного совета по
информации (China's State Council Information Office). – Это совершенно
неправильно – прекратить фильтрацию информации, проходящей через
поисковый сервер. Мы категорически против политизации спора
хозяйствующих субъектов и выражаем наше неудовольствие и гнев в связи с
необоснованными обвинениями и действиями Google Inc».
Google
занимает только 30% китайского рынка. 60% принадлежат его конкуренту,
местному поисковику Baidu. Кроме того, в конце января был запущен новый
китайский поисковик, целью которого, вероятно, является вытеснение
американской компании с рынка. Новый поисковик был запущен 14 января,
через два дня после того, как компания Google Inc объявила о возможном
прекращении своей работы в Китае. Поводом для этого заявления послужили
хакерские атаки на Google.cn в декабре прошлого года, целью которых был
взлом почтовых ящиков, принадлежащих китайским правозащитникам. Новая
поисковая система называется Goojje. Это название построено на игре
слов: окончание jje напоминает своим звучанием слово, которое
по-китайски означает «старшая сестра», в то время как окончание gle,
напротив, очень похоже на слово, которое означает «старший брат».
Логотип нового поисковика также напоминает логотип Google. На сайте
Goojje не отрицали связи между появлением Goojje и заявлениями Google
об уходе с рынка.
|