Cейчас в мире нет площадки, которая имеет такой же кредит доверия, как
интернет. Это происходит благодаря его открытости и плюрализму: у
пользователя возникает ощущение, что здесь здесь проще найти
объективную информацию, чем на более закрытых офлайн-площадках.
Современный потребитель ищет информацию о продукции и услугах в Сети, и
чем сложнее принять решение о выборе, тем большее значение приобретает
информация из разнообразных источников. На первый план выходит
информация из наиболее независимых каналов,
которые принято называть социальными медиа: форумов, блогов и
социальных сетей.
Среди компаний набирает популярность «скрытое» продвижение в социальных
медиа. Под видом объективных отзывов размещаются позитивно заряженные
сообщения и комментарии о товарах и услугах. Стоимость сообщения
варьируется от 100 до 400 рублей в зависимости от его сложности, зато с
целевой аудиторией общается не компания, а как бы «такой же простой
человек, как и все мы».
Этот недорогой, но эффективный способ получил такое ускоренное развитие
с началом кризиса, что некоторые пользователи социальных медиа
превращаются в параноиков: за каждым позитивным откликом им видится
«костлявая рука» маркетинга. Любая попытка в позитивном ключе упомянуть
конкретную компанию или марку обязательно сталкивается хотя бы с одним
обвинением: «Это спам!» Модераторы нещадно уничтожают на корню не
только отдельные сообщения, но и даже закрывают сложившиеся ветки
обсуждений
без всякого уважения к их участникам. В итоге вырисовывается странная
ситуация: люди приходят на форумы в поисках объективной и
разносторонней информации, но сталкиваются с однобоким освещением
работы конкретных компаний. Негативные отзывы почему-то не причисляются
к коммерческому спаму. И напрасно! Можно с уверенностью сказать, что
«черный» пиар в форумах – тема №1 в сегодняшнем интернет-маркетинге.
Борьба со «спамом» приобретает поистине комические очертания. Например,
на одном из форумов, посвященных пластиковым окнам, запрещено упоминать
какие-либо марки и названия. Следующий шаг на этом пути: табу на
упоминание брендов в обычном разговоре со знакомым: не дай Бог,
заподозрит в коммерческой заинтересованности! Слово «спаммер»
превратилось в ярлык. Его вешают на каждого участника, который не
варится в общем бульоне негативизма. В ответ компании начинают
осваивать сложные многоходовки
с большим числом сообщений от «разных» пользователей и даже с легкой
критикой второстепенных деталей.
Наиболее плодородной почвой для скрытого продвижения являются форумы и
специализированные социальные сети. В блогах сложнее оставить
комментарий с упоминанием компании, т. к. в них либо существует
премодерация, либо владелец блога нещадно убивает любые коммерческие
сообщения. На форумах же люди часто собираются, чтобы обсудить товар
или услугу.
Открытые формы продвижения тоже получили развитие в связи с появлением
тематических деловых сетей. В отличие от «народных» проектов, наподобие
«Одноклассиников», деловые заточены на решение маркетинговых задач.
Например, проекты Pro2.ru, E-xecutive.ru, Rb.ru и Professionali.ru
требуют от участников создавать профессиональные профили, то есть –
фактически – рекламировать себя и свои услуги. Другим популярным
инструментом стало создание корпоративных и тематических групп
и блогов. На тех же «Профессионалах» отдельные группы, созданные
менеджерами компаний, насчитывают несколько тысяч участников.
Наиболее перспективные для маркетинга социальные сети не обязательно
должны быть тематическими, но они должны предлагать возможность
создания тематических междусобойчиков. Впрочем, тематические соцсети
тоже пробуют рынок на зуб. Например, компания M2 в конце прошлого года
запустила специализированную сеть для специалистов рынка недвижимости.
Пока в ней немного участников, около 300, но для профильного сайта и
этот показатель – достижение.
Благостная картина, которую я нарисовал, не должна вводить в
заблуждение: социальным сетям нужно пройти не одну сотню миль прежде,
чем они станут серьезным инструментом маркетинга. Пока соцсети – это
десерт, а не главное блюдо. Мешают несколько факторов. Один из них –
это вялотекущая деятельность многих проектов. Очень слабая активность
участников таких сетей, как RB.ru, Pro2.ru и E-xecutive.ru: в форумах
«тусуются» одни и те же 10-15 человек, посещаемых групп от силы 3-5,
остальные
либо заброшены владельцами, либо по популярности могут соперничать
разве что с журналом «Корякский трубопроводчик».
Другая причина – отсутствие строгой модерации групп. Некоторые из них
превращаются в поток банальных рекламных постов.Читать это невозможно,
обсуждать нечего. Наконец, узость аудитории большинства соцсетей делают
их более пригодными для маркетинга B2B, чем для продвижения
потребительских товаров. Последние выгоднее продвигать в форумах.