В России все дороги начинаются и ведут в Третий Рим, то есть в Москву.
Это правило действует не только в политике, но и экономике, культуре,
социальных тенденциях и даже в области интернета. Я не буду говорить за
всю Одессу, а остановлюсь на хорошо знакомой мне области
интернет-продвижения.
До сих пор самое популярное направление интернет-маркетинга – SEO
(поисковое продвижение) – было таким же центростремительным, как и все
в нашей необъятной родине. Компании заказывали продвижение сайта в
Яндексе и Google, и это автоматически означало борьбу всех со всеми на
федеральном уровне. Небольшая фирма из Таганрога вынуждена была
пробивать свой путь к первым строчкам поиска наравне с более
многочисленными и обеспеченными собратьями из столицы. Результаты
поиска почти безраздельно оккупировали
сайты, созданные и базирующиеся в стольном граде. Неравенство сил и
приоритет московского бизнеса был налицо даже в Сети, самой
демократичной площадке с низким порогом вхождения. Я говорю в прошедшем
времени, потому что – похоже – интернет становится первой территорией,
где безусловное господство Москвы и всеобщая централизация начинают
шататься. Все началось с того, что Яндекс, который охватывает более
половины всех поисковых запросов, начал усиленно вводить принцип
геотаргетированных запросов. Геотаргетинг — определение координат
региона пользователя по его IP адресу. Например, если компания
занимается ремонтом квартир, то теперь по запросу «ремонт квартир»
Яндекс выдает только сайты, которые базируются в том же регионе, в
котором находится человек, набравший этот запрос. Житель Казани получит
в выдаче только сайты казанских фирм, а житель Белгорода –
белгородских. Такой запрос называется геозависимым. Большинство
запросов, которые связаны с покупкой товаров и услуг, относятся к
геозависимым. «Заказ такси», «купить матрас», «туры в Египет», «зубные
протезы» - все это примеры геозависимых вопросов. Во всех случаях
Яндекс
отдает предпочтение локальным сайтам. Появление геозависимых запросов
связано со стремлением Яндекса предоставить пользователям информацию,
наиболее адекватную их желаниям.
Для рынка поискового продвижения это означает, что эффективное SEO в
большинстве случаев должно носить региональный характер. Фирма из
Саратова более не имеет необходимости конкурировать с предприятием из
Новосибирска, и обе более не должны испытывать давление со стороны
москвичей. Принцип геотаргетинга Яндекс начал вводить в прошлом году,
что поначалу вызвало бурю возмущения не только со стороны
оптимизаторов. Результаты поиска по разным регионам породили множество
нареканий. Например, выдача различалась даже
по информационным, абсолютно не таргетированным запросам. К примеру, по
запросу «биография пушкина» люди из разных городов получали разные
ответы. Постепенно сопротивление или глухое недеовольство специалистов
начинает сходить на нет, они начали подстраиваться под новые алгоритмы
ранжирования. SEO-компании стали вводить услугу продвижения на
региональном уровне, причем у предприятий появился выбор из трех опций:
продвижение только в своем регионе, продвижение в своем и соседних
регионах и продвижение в любом выбранном регионе, отличном от своего.
Все зависит от масштабов компании и местонахождения целевой аудитории.
Это поистинне децентрализация страны в рамках Рунета.
Яндекс всего лишь закрепил тенденцию, которая стала проявлять себя в
оффлайне. Возьмем опцию продвижения сайта в другом регионе. Например,
фирма базируется в Белгороде, но ее основная целевая аудитория
находится в Москве. Такое продвижение может быть интересно многим
небольшим компаниям, которые существуют локально, но действуют
удаленно. Сейчас такая ситуация – весьма распространенное явление,
особенно в сфере IT-услуг, дизайна, производства или туризма. Небольшое
дизайн-бюро из Екатеринбурга или софтверная
компания из Казани не обязаны переезжать в Москву только потому, что
там живут их клиенты. Одно из немногих требований – это перенос сайта
на серверы того региона, в котором планируется продвижение, что,
согласитесь, проще и дешевле физического переезда всей фирмы.
Геотаргетинг стал лучшим подарком для небольших местечковых компаний.
Если они работают только в своем регионе, то разумно продвигать свои
сайты лишь на локальном уровне. Скорость продвижения увеличивается, а
стоимость падает. Отныне борьба за лучшие позиции ведется только с
земляками.
Интернет-децентрализация страны только началась, и пока в активе
Яндекса не очень много регионов. Однако крупнейший поисковик обещает
дальнейшее дробление результатов запросов на отдельные регионы и даже
города.
Наверное, впервые от нововведения меньше всего выиграли москвичи.
Конкуренция по каждому запросу по-прежнему остается здесь самой
высокой, на то Москва и мегаполис.