Чиновники не сдаются в своем стремлении «порулить
Интернетом» теперь они придумали де-факто запрет на свободное
комментирование на сайтах Интернет-СМИ. Самим СМИ от этого немного
проблем. Однако проведение дальше такой политики лишит власть
последнего канала обратной коммуникации с активными гражданами. Иные
площадки для коммуникации могут и не появиться: некоторые средства
массовой коммуникации перестали быть дискуссиоными площадками сами,
некоторые застроены самими властями.
Битвы, ведущиеся вокруг регулирования государством рынка СМИ,
интересны не столько в наклонении расширительного понимания функций
государства госчиновниками, сколько в плане адекватности анализа
государственными органами той или иной отрасли регулирования. Или
неадекватности.
Последняя новелла Роскомнадзора, например, предполагает, чтобы
комментарии пользователей сети на форумах Интернет-изданий,
зарегистрированных как СМИ, приравнивались к публикации и редакция
несла за них ответственность. Впору воспроизвести прекрасный шуточный
комментарий на тему «за слово х... на заборе несет ответственность
владелец забора». Однако речь не о шуточном вопросе.
Ранее предполагалось освобождение от ответственности по
комментариям, аналогично материалам, идущим в эфир без предварительной
записи, либо в текстах, не подлежащих редактированию. Но представители
Роскомнадзора посчитали, что такое разъяснение от ВС «спровоцирует
экстремистские высказывания на форумах».
«К середине мая этот пункт дополнился важным продолжением: учитывая,
что и после публикации комментарии остаются в открытом доступе в
интернете, редакция должна осуществить проверку достоверности
написанных в комментариях сведений на основании требований тех, кто
считает, что в отношении них распространены сведения, «не
соответствующие действительности либо ущемляющие права и законные
интересы, а равно на основании требований органа, осуществляющего
функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации»», -
пишет сетевая «Газета.ру».
Логика надзорного ведомства ясна — необходимо осуществлять
полномочия, дабы никто не усомнился в необходимости ведомства. И если
сегодня в повестке закон об Интернете, надо предложить нечто запретить
там. Если о кино — будут бороться с «сексом и насилием» в кино. Простая
логика, что для регулирования нужно опираться а) на достоверный анализ
регулируемой области, а не на свои представления о ней и б) на
имеющийся опыт (обычно негативный) отсутствия регулирования, а не
только на прецеденты (как предпочитают чиновники - «экстремисты перед
взрывами в метро созванивались по сотовому!»), для представителей
ведомств, кажется, недоступна. Ровно также непонятно, каким образом
логика запрещения сетевой свободы соотносится со стратегией построения
информационного общества, заявленной президентом и Минкомсвязи.
Вероятно, в представлении чиновников существует по аналогии с
управляемой и имитационной демократией управляемое и имитационное
информационное общество.
Силовикам проще — они пользуются имеющимися законами и концепциями
не озабочены. Что приводит к отождествлению записи в блоге, намерения
(призыва) и уголовно наказуемого деяния (дело Саввы Теретьева). Если
такая трактовка вдруг станет нормальной для правоприменительной
практики, то наряду с блоггером в суде может оказаться еще и редактор
Интернет-СМИ. Абсурд, но разве дело Терентьева от начала и до самого
приговора не было абсурдом?
При анализе существующей ситуации, прежде всего, нужно думать о
последствиях любого запрета (или разрешения) не только для ведомства
или заказчиков инициативы, но и о долгоиграющих последствиях изменения
законодательства. По данному случаю есть ряд самоочевидных последствий.
Во-первых, Интернет и без Интернет-СМИ дает возможность опубликовать
какие угодно экстремистские высказывания или материалы, отыскать все их
ни какой прокуратуре не под силу. Искать, где светло — оно, разумеется,
проще (на момент объявления известного сайта чеченских боевиков
экстремистским вся интересующаяся публика знала его адрес), но бороться
с экстремизмом надо и как-то иначе. Если, конечно, не трактовать в
качестве экстремистских высказываний любое «власти неправы», пусть и
выраженное резко.
Желание «зарегулировать Интернет» у представителей власти
превращается в целый ряд разнонапраленных инициатив, одна другой
экзотичнее. Предлагалось регистрация блогов как СМИ, признание
интернет-поисковиков и торрентов стратегическими активами, обязательная
регистрация новостных сервисов в качестве СМИ, ограничение для
интернет-ресурсов перепечатки сообщений информационных агентств с их
сайтов и многое другое, вплоть до откровенно бесполезных и к тому же
безграмотных законопроектов Роберта Шлегеля. Все они, в той или иной
мере торпедировались как игроками рынка, так и общественностью.
Нарушается ли новой инициативой свобода СМИ? Никоим, как
представляется, образом. Самые простые выходы — это закрыть возможность
обсуждения пользователями статей, создать для обсуждения формально
несвязанный с изданием форум или иную интернет-площадку, ввести жесткую
модерацию (она и сейчас не самая мягкая) комментариев. Беда здесь для
пользователей — это их комментарии при принятии жесткого варианта не
попадут на сайт Интернет-издания.
Интерактив, конечно, удобен и средствам массовой информации. Они
получают возможность выявить свою целевую аудиторию, не пользуясь
платными или бесплатными измерителями, и формировать редакционную
политику. Но можно пользоваться и измерителями (счетчиками Рамблера,
Liveinternet или Медиалогией, например). Сетевой трафик измеряется
легче и лучше, чем любое печатное или электронное (радио и телевидение)
СМИ. Сколько человек прочло этот текст можно узнать в редакции почти в
режиме реального времени, а вот замер рейтинга телепередачи будет
позже, да и сама технология с пиплметрами вызывает нарекания у
телевизионщиков. О том, сколько человек прочло конкретную газетную
статью (не на сайте издания), пребывают в неведении все. Если конечно
не судить по звонкам и письмам в редакцию.
Это важный момент — письмо в редакцию как жанр почти умерло.
Проблема и в относительной малотиражности СМИ, но более в изменении
характера печатной прессы (телевидения в меньшей степени — но это
отдельный вопрос). Из коммуникационной площадки газеты за последние
20-30 лет превратились в преимущественно источник информации. Вероятно,
что именно этой трансформацией и объясняется относительное падение
тиражей газет по сравнению с 70-ми годами (во всем мире, это не только
российское явление).
С появлением многочисленных коммуникационных (от звонков и СМС в
эфир до прямого голосования, влияющего на телекартинку) возможностей у
телевидения, как представлялось, миром станет править телевизор - там
будет определяться повестка дня, формироваться представление
значительной части населения о реальности и происходить обсуждение ее.
Этакая медиа-демократия. Однако мечтам не суждено было сбыться в полной
мере. В Росии в последние несколько лет на это наложилась политика
госвласти относительно контроля за телеконтентом. С одной стороны, из
эфира более-менее последовательно вымывались интерактивные
общественно-политические обсуждений, с другой, телеофициоз неудобоварим
для обсуждения (помимо частных случаев «кровавого режима Саакашвили,
Ющенко или любой другой внешней политики).
Сублимация политических практик и институтов — при почти полном
отсутствии внятной публичной политики — привела к подмораживанию
диалога с вневластными группами и противящимися «оболваниванию»
гражданами. Для последних отсутствие возможности высказаться перед
большой аудиторией оставило едва ли не единственный путь — в сеть.
Значительная часть активных граждан сегодня «митингует», предлагает
рецепты по переустройству страны и просто обсуждает новости на
интернет-площадках. Некоторая часть граждан в качестве коммуникации с
миром и властью использует еще ради-эфир. В значительной части граждане
не могут генерировать годные для госуправления идеи и обсуждают чужие.
Некоторая часть активных граждан придерживается экзотических взглядов и
даже допускает запрещенные законом высказывания. Но там они
высказываются и такая коммуникация дает опредленные плоды — пусть даже
чисто терапевтического свойства (См. Терактотерапия).
Закрытие такого канала коммуникации или даже его ограничение
приведет к потере обратной связи власти и граждан за исключением «писем
президенту». Что создает неудобство для власти, а не для граждан.
Наличие десятка сумасшедших и пары сотен оппозиционных активистов на
сайте той же «Газеты.ру» или в политических сообществах в ЖЖ для
властей очень удобно — понятно, где искать недовольных, какова их
мотивация. Иногда даже всплывают трогательные истории, на которые
реагируют «традиционные СМИ» или даже сам президент. Где-то еще в
недрах сети ведет бой за лидерство в этом новом для себя пространстве
«правящая партия» «Единая Россия» (об этом партийцы недавно докладывали
президенту). Куда утечет активность граждан при наличии серьезных угроз
репрессий (первое условие) и существенной ограниченности высказывания
(второе условие)? На иные коммуникационные площадки, если закон
сохранения энергии имеет место и в социуме.
Первое место, куда пойдет пользователь - заграничные сервисы,
неконтролируемые российским законодательством или неформально -
властью. Второй вариант — увеличение обращений граждан к верховной
власти посредством писем. Рост и так фиксируется, как утверждают в
профильном управлении АП на 20 процентов за последний год. Третий
сценарий - возрождение писем в редакцию — т. е. «реванш традиционных
СМИ». Радийщики и печатная пресса могут этому порадоваться лишь отчасти
— придется переориентировать эфир и работу на коммуникацию с массами, а
не элитарными группами. Выигрыш в материальном плане неочевиден, а
работать придется больше.
Два самых неприятных варианта заключаются в архаизации общественных
связей и возврату к доинформационной эпохе. Первый — использование
площадей и улиц в качестве места коммуникации. Забор, кстати, более
проходит по разряду средства массовой информации (в смысле не
потенциальной аудитории, а длительности воздействия и более широкого
социального среза потребителей информации). Митинг в отличие от
интернет-дискуссии куда более единодушен. Второй - развал
коммуникационного пространства и переключение на связи более близкого
порядка. Кухонные разговоры, общение с коллегами. И первое, и второе
мало способствует превращению экономики в аналог западных. Хотя Китай и
без интернета управляется.
Вольное пространство Интернета может регулироваться законодательно
или запретительно. Однако стоит помнить, что помимо ситуативной «борьбы
с экстремизмом» или инакомыслием, должны присутствовать и магистральные
представления о воображаемом пока прекрасном завтра. Его, кстати,
прекрасно описал президент Медведев в статье «Россия, вперед»,
опубликованной в Интернет-СМИ «Газета.ру». Впрочем, и ее комментировать
теперь наверно нельзя
|