26 мая 2010 года с первой же попытки экспериментальный гиперзвуковик Boeing X-51A WaveRider
побил мировой рекорд по продолжительности полёта устройств такого типа.
WaveRider оснащён воздушно-реактивным двигателем с горением в
сверхзвуковом потоке (scramjet).Этот
тип летательных аппаратов несколько раз тестировали в США и Европе,
однако в лётных испытаниях предшественников время работы двигателя не
превышало 12 секунд. Этого более чем достаточно для снятия данных, но
до смешного мало, чтобы говорить о практическом применении технологии.
Теперь же сделан большой шаг вперёд.
|
WaveRider
под крылом B-52. После сброса экспериментального аппарата,
произошедшего на высоте 15 километров, включился твердотопливный
ускоритель. Только с достижением скорости примерно 4,5-4,8 М ускоритель
был отброшен, и X-51A запустил собственный прямоточный двигатель,
продолжив набор скорости и высоты (фото U.S. Air Force/Mike Cassidy). |
Новый рекорд составил
более 200 секунд, или почти 3,5 минуты. Именно столько времени X-51A
летел самостоятельно, развив пять скоростей звука и достигнув высоты в
21 километр, — информирует пресс-релиз компании Boeing.
В отличие от водородного NASA X-43A (в ноябре 2004-го установившего рекорд скорости — более 11 тысяч км/ч, или 9,7 М), X-51A питается углеводородным горючим. И это важное новшество.
|
У
американцев имеется ещё три экземпляра X-51A (первый образец,
установивший рекорд, как и планировалось, был уничтожен сразу после
отключения двигателя). Их ВВС США намерены испытать в небе тоже в
нынешнем году. Профиль полёта будет схожим с первым тестом (фото Chad
Bellay, United States Air Force). |
Первые секунды работы прямоточник "пил" смесь этилена и реактивного топлива JP-7,
а затем перешёл на чистое JP-7. И это первый случай полёта движка типа
scramjet на "практичном авиационном топливе", сообщают американцы.
Кстати, на JP-7 летал быстрейший на планете пилотируемый реактивный
самолёт SR-71 Blackbird.
|
Кстати, "просто waverider",
к которым относится и X-51A, – это гиперзвуковые летательные аппараты,
которые используют собственную ударную волну для создания подъёмной
силы (иллюстрация United States Air Force Research Laboratory). |
Обеспечить стабильную
работу "скрамджета" не просто. Создатели машины сравнивают эту задачу с
попыткой зажечь спичку в бушующий ураган и попытаться сохранить её
горящей, — сообщает пресс-релиз ВВС США.
В
новом аппарате удалось не только заставить "спичку гореть", но и решить
проблему охлаждения мотора на гиперзвуке – оно осуществляется самим
горючим JP-7, которое заодно нагревается до оптимальной температуры
перед подачей в камеру сгорания.
Кстати, двигатель для X-51A, называемый SJY61, создала компания Pratt & Whitney Rocketdyne, а аппарат в целом – это детище знаменитой боинговской группы Phantom Works.
|
Испытание
двигателя SJY61. Его максимальная тяга превышает 450 килограммов,
причём, как и у обычных самолётов, она может регулироваться в ходе
полёта в широких пределах – это ещё одна изюминка X-51A (фото Maj Gen
Curt Bedke, US Air Force). |
Хотя терабайты данных,
переданных с сенсоров "Вейфрайдера" в ходе теста, ещё предстоит
разгрести, организаторы испытания говорят об успехе.
Чарли Бринк (Charlie Brink), менеджер программы X-51A в исследовательской лаборатории американских ВВС (AFRL),
заявил: "Мы приравниваем этот скачок в технологии двигателей к переходу
от винтовых самолётов к реактивным после Второй мировой войны".