Россияне
стали более активно участвовать в киберсквоттинге - за последний год на
российских сквоттеров жаловались чаще, чем прежде. Общее число случаев
неправомочного присвоения доменных имен в Интернете несколько
сократилось, хотя масса известнейших компаний так или иначе столкнулась
с деятельностью киберсквоттеров. В последнее время захватчиков особенно
интересовал футбол - в связи с предстоящим Чемпионатом мира в ЮАР.
Россияне стали чаще захватывать домены, хотя общее число случаев
киберсквоттинга - неправомочного присвоения доменных имен в Интернете –
в мире в прошлом году несколько сократилось. Об этом свидетельствуют
данные статистики за 2009 год, обнародованные накануне Всемирной
организацией интеллектуальной собственности ООН (ВОИС).
Киберсквоттинг
(от английского cybersquatting - незаконный захват в киберпространстве)
- это приобретение доменных имен, созвучных названиям известных
корпораций или фамилиям знаменитостей, с целью дальнейшей перепродажи,
причем часто этим же самым корпорациям и известным людям, или для
размещения рекламы. Во многих странах предусмотрена ответственность за
такую деятельность, однако зачастую законные владельцы фирменных
наименований или фамилий предпочитают выкупать «захваченные» названия
сайтов, а не судиться с киберсквоттером. ВОИС
установила практику разрешения споров между владельцами торговых марок
и теми, кто зарегистрировал на себя созвучные им доменные имена; в
результате издержки, которые несут обе стороны в споре, оказываются
существенно ниже тех, которые возникают в результате разбирательств в
национальных судах. В этом году в ВОИС поступило 2107 жалоб
на сквотеров, что почти на 10% ниже прошлогоднего показателя - 2329.
Однако в то же время участились жалобы на российских сквоттеров, в
итоге за прошлый год Россия стала 12-ой в списке пятнадцати
стран-лидеров по киберзахватам, поднявшись на одну строчку выше, чем
прежде. За десять лет, с 1999 по 2009, против российских сквотеров была
подана 251 заявка (в прошлом году этот показатель составлял 207). Таким
образом, доля России в мировом объеме интернет-захватов составила
1,48%, отмечает ВОИС.
Лидируют в списке количества киберзахватов США, причем с огромным
отрывом от остальных: на Америку приходится 6536 дел, или 38,5% от всех
жалоб, поданных в арбитражный центр ВОИС. Вторая - Великобритания, на
которую за десять лет пожаловались 1428 раз (8,4%). Замыкает тройку
Китай с 940 делами (5,5%). Россия соседствует в списке с
Германией (11 место - 262
жалобы за 10 лет) и Италией (13-е место - 244 жалобы). Кроме того, в
топ-15 киберсквоттинга вошли также Канада, Испания, Южная Корея,
Франция, Австралия, Нидерланды, Индия, Швейцария и Панама.
В этом году, по данным ВОИС, киберсквоттеров весьма интересовала
футбольная тема – очевидно, в связи с предстоящим Чемпионатом мира в
ЮАР. Самым громким делом стало рассмотрение коллективной
жалобы пяти клубов английской премьер-лиги - «Фулхэм», «Ливерпуль»,
«Манчестер Юнайтед», «Тоттенхэм» и «Вест Хэм». Они подали иск к некоему
человеку, занимавшемуся продажей билетов на футбольные матчи, в том
числе и мирового первенства, через созданные им сайты с упоминанием
названий этих клубов. По мнению клубов, таким образом происходило
незаконное использование брэндов с целью получения прибыли. Решение
было вынесено в пользу истцов. От «футбольных»
киберсквоттеров пострадала даже организатор Чемпионата мира-2010 -
ФИФА, которая обнаружила, что сайт fifaworldcup2010.com был уже кем-то
зарегистрирован. С помощью ВОИС ситуация была урегулирована. Жалобы на
сквотеров в ВОИС подавали также Федерация футбола ЮАР, итальянский
футбольный клуб «Милан» и британский «Манчестер». Что касается
других тем, интересующих киберсвоттеров, то чаще всего захватчиков
интересуют названия компаний, продукция или услуги которых имеют
наибольший спрос. Так, почти 10% самозахватов за год касались названий
фирм в области биотехнологий и фармацевтики, а также: финансовых
структур и банков, сферы Интернета и высоких технологий, магазинов
розничной торговли, производителей продуктов питания и ресторанов,
индустрии развлечений, моды, СМИ и издательского
дела, гостиниц и турагентств, телекоммуникационного бизнеса,
электроники, автомобилей, тяжелой промышленности и машиностроения,
транспорта, спорта, страхования, производства и продажи предметов роскоши.
В 2009 году от сквоттеров пострадало огромное число всемирно известных
брэндов. Жалобы в ВОИС поступали от таких крупных компаний, как British
Airways, Delta, Lufthansa, Audi, BMW, Porsche, DHL и UPS. В сфере СМИ
киберсквоттинг коснулся лидера американского телерынка CBS,
музыкального канала MTV, а также популярного во Франции Canal+.
Пострадали фармацевтические компании Bayer, Pfizer, Eli Lilly,
Hoffman-La Roche. В сфере высоких технологий и Интернета
сквоттеры задели Deutsche Telecom, eBay, Google, Intel, Microsoft,
Oracle, Research in Motion's BlackBerry, Samsung, Siemens,
SonyEricsson. В пищевой промышленности - Coca-Cola, Chivas Borthers,
PepsiCo, Danone, Nestle. В индустрии моды - Burberry, Cartier, Chanel,
Christian Dior, Faberge, Lacoste, Lancome, L'OREAL, Louis Vuitton,
Ralph Lauren, The Gap, Tiffany. Иски против сковоттеров в
арбитраж ВОИС подавались от имени Пласидо Доминго, правообладателей
имени Джима Моррисона, Британским музеем, кинокомпанией XX Century Fox.
В сфере финансов на захваты жаловались крупный банк HSBC, международная
платежная система MasterCard, электронная биржа NASDAQ. В
промышленности проблема киберсквотинга затронула таких гигантов, как
Electrolux, General Electric и Komatsu. В гостиничном бизнесе -
Sheraton International и Inter-Continental
Hotels.
|