Экипировка клоуна или маскировка для боевых
действий на детской площадке – такие сравнения приходят в голову, когда
видишь эти перчатки. Рисунок яркий и вызывающе абстрактный. Трудно
поверить, что он имеет непосредственное отношение к передовому
компьютерному интерфейсу. Между тем именно эти геометрические пятна
позволяют человеку говорить с машиной на новом языке.
Рисунок на этих перчатках напоминает кубистический ослепляющий камуфляж, но задача сумасшедшего узора — сделать перчатки, напротив, более заметными для камеры.Кроме
того, только кажется, что раскраска хаотична. На деле она представляет
собой результат долгого подбора наилучших форм и даёт массу преимуществ
"Системе распознавания жестов в реальном времени с цветными перчатками"
(Real-Time Hand-Tracking with a Color Glove). Создали её Роберт Ванг (Robert Y. Wang) и Йован Попович (Jovan Popović)
из лаборатории компьютерных наук и искусственного интеллекта
Массачусетского технологического института. Прелесть разработки в том,
что сами перчатки (не считая цвета) — самые обычные, из эластичного
синтетического материала. Снимает руки человека банальная веб-камера, и
весь секрет — в хитроумной программе распознавания. А уж что дальше
делать с этой информацией, зависит только от фантазии пользователя.
| Виртуальные кубики на столе подчиняются руке оператора (фото Robert Y. Wang, Jovan Popović/MIT). |
Тут необходимо небольшое
отступление. В попытках по-новому организовать общение компьютера и
человека инженеры обычно конструируют аксессуары, напичканные датчиками
(вспомним электронные перчатки для глухонемых и перчатки — сенсоры эмоций). Видели мы и перчатки для игры на виртуальной гитаре,
в которых не было ничего особенного, кроме яркой окраски (тоже для
облегчения распознавания камерой). Только вот информации машина о таких
перчатках получала немного — взаимное положение рук да их смещение в
пространстве. Между тем идея
сделать перчатки для компьютерного интерфейса без всякой электроники
была настолько привлекательной, что не раз всплывала в разных проектах,
один из которых послужил прообразом фантастической системы из фильма "Особое мнение" (Minority Report).
Но и его нельзя было назвать идеальным — маркеры на пальцах позволяли
камерам захватывать движение именно пальцев, а не кисти в целом.
| Ванг
и Попович полагают, что их перчатка пригодится и в системах дополненной
реальности, и в играх, и в проектировании серьёзных вещей, и в
кинематографе (фото MIT). |
Последнее ограничение и
преодолели Ванг с Поповичем. Ориентируясь на цветные узоры, камера
теперь может оцифровывать любой жест руки, аппарат различает каждый
палец и видит форму ладони, легко опознаёт положение руки ладонью вниз
и вверх. А ведь для систем машинного зрения зачастую это проблема:
растопыренные пальцы выглядят похоже в обоих случаях. И
всё же — почему именно такой рисунок? Пара десятков разнокалиберных
пятен десяти цветов на каждой руке легко выделяется программой из
окружающего фона, что позволяет системе не сбиваться при любом
освещении и угле обзора. Опознанное расположение всех пятен машина
переводит в упрощённую компьютерную модель — цветной рисунок 40 х 40
пикселей. Далее компьютеру нужно
понять — что же он видит. Для этого авторы придумали новый алгоритм
быстрого поиска наиболее точных визуальных совпадений в базе данных, а
она содержит 100 тысяч шаблонов положения пальцев и кисти. Так что на
распознавание любого движения компьютеру нужны доли секунды —
запаздывание практически не ощущается.
| Этапы
распознавания образа включают очистку входного изображение от шума,
идентификацию перчатки и вырезание её из фона, составление карты пятен
и упрощение её для сравнения с обширной библиотекой базовых образов
(иллюстрации Robert Y. Wang, Jovan Popović/MIT). |
Различный размер руки у
разных пользователей тоже не поставит комплекс в тупик. Эластичные
перчатки хорошо садятся практически на любую кисть, а перед началом
применения системы необходима небольшая калибровка, которую можно
выполнить за несколько секунд. Кстати, о калибровке. Дебютировала система Color Glove ещё в августе прошлого года на выставке-конференции SIGGRAPH 2009, прошедшей в Новом Орлеане (к ней был подготовлен и пояснительный PDF-документ).
Но тогда она была ещё довольно сырая: та же настройка под разную руку
занимала много времени и да и в целом комплекс работал с ошибками.
Теперь же изобретателям удалось устранить недочёты, повысить скорость
работы программы и её гибкость.
| Виртуальная
рука в компьютере при помощи дополнительной программы может служить
средством управления чем угодно. Хотите – займитесь анимацией
виртуального персонажа, "ходя" по столу пальцами, словно играющий
ребёнок. Хотите – передвигайте виртуальной рукой кубики в виртуальном
мире – стройте дом или "покрутите в руках" модель кролика (иллюстрации
Robert Y. Wang, Jovan Popović/MIT). |
Специалисты из США
полагают, что массовое распространение их системы откроет путь к
дешёвым наборам "жестовых интерфейсов". Собственно набор — перчатки да
оригинальный софт, остальное у пользователей уже должно быть. Также
Роберт и Йован считают, что абстракционистский цветной узор можно
распространить на всё тело человека. В таком случае система может быть
использована для захвата полного набора движений пользователя. Дёшево и
сердито. А что при этом клиент будет похож на клоуна – так это весёлый
побочный эффект.
|