Персонализация и "социализация" веб-поиска - это тренды его развития, предсказанные еще несколько лет назад. Но в 2011 году они наконец стали по-настоящему заметны. Google и Mail.ru украсили свою поисковую выдачу социальными функциями, и даже консервативный Яндекс озвучил планы работ в этой области. Какие-то - намеренно, какие-то - нечаянно.
Информация из блогов, микроблогов и социальных сетей используется для того, чтобы улучшать качество поиска и согласовывать его работу с интересами и потребностями конкретного пользователя. Эти два направления очень тесно связаны: по сути, персонализация поиска - это один из способов применения известных поисковику "социальных сигналов". Имеет смысл различать социальные сигналы и поведенческие. Поведенческие сигналы - это клики по выдаче, история поиска и просмотра страниц. Социальные - это "поделения" ссылкой с друзьями, "лайки" ссылок друзей, связи с другими пользователями, количество "фолловеров" и т.п. Источниками социальных сигналов становятся социальные сети, то есть сервисы, позволяющие пользователям формировать связи друг с другом.
Социальные сигналы можно грубо и условно поделить на две группы. Первая дает информацию о сайтах и интернете в целом, вторая - о пользователях. Пример сигналов первой группы: если эту страницу часто "лайкают" в Facebook и "шарят" в Твиттере - значит, она интересная. Если в Твиттере появилась новая "популярная тема" - значит, произошло что-то важное, и поисковым системам надо подготовиться к потоку запросов людей, которые хотят знать подробности. Пример сигналов второй группы: пользователь А дружит с пользователем Б и у них обоих в профиле указан интерес к музыке. Значит, если пользователь А поделился "музыкальной" ссылкой, то она будет интересна и пользователю Б. Или: если пользователь А залогинился на Formspring.me с помощью авторизации Facebook, значит, можно ему предложить зафрендить тех своих друзей из Facebook, которые уже есть на Formspring.me.
Это, конечно, очень примитивное описание. Социальные сети содержат огромное количество информации, и она может использоваться самыми разными способами в самых разных сочетаниях, с разными коэффициентами и дополнительными условиями. Поисковые системы, не исключая Google, находятся пока в самом начале пути. Пожалуй, с Google и начнем обзор "социальной активности" поисковиков, замеченной за последнее время. Тем более что на этой неделе он дал к этому веский новостной повод.
|