Канули в прошлое многие беды, обрушившиеся на юных героев тех картин. В стране уничтожена беспризорность. Все дети накормлены, ухожены. Мальчики и девочки, опаленные пламенем войны, давно выросли, у них свои дети и внуки. Нет причин для детской ожесточенности. Выходит, жизнь современного подростка катится тихо и пристойно? Словно бутон в замедленной киносъемке, плавно превращающийся в розу, отрок спокойно становится юношей, юноша — взрослым? Ничуть не бывало. У нынешних молодых свои трудности, свои трагедии.
... Лето, каникулы, пионерский лагерь. Лес, река, солнце. Идиллия? Отнюдь. Человек (ему всего четырнадцать лет, зато рост уже 175) сталкивается с непосильными проблемами. Еще вчера все было просто — достаточно слыть хорошим (читай: послушным, дисциплинированным), а сегодня требуются новые, неведомые качества, новые знания. Ты и сверстница. Ты ее любишь, она ктебе равнодушна. Рядом ее подруга. Она тебя любит, ты ее нет. Ты и твой товарищ, ставший соперником. Как быть?
Этого решить за тебя не может никто. Но полно, так уж никто? Жил когда-то великий поэт, уверяют, похожий на тебя. Его занимали вопросы, близкие твоим. Его пьеса «Маскарад» позволяет узнать себя в другом — в Арбенине, который так же любил, страдал.
Если изложить словами первые кадры фильма «Сто дней после детства» (автор сценария А. Александров, режиссер С. Соловьев), легко возразить: что тут необыкновенного? Распахнутое окно, из которого видна тропинка в лес. Порыв ветра колеблет занавеси и полевые цветы на подоконнике. Возле окна кровать, на ней ворочается во сне паренек. Ну и что? Когда же видишь все это на экране в сочетании с нежной мелодией, тебя охватывает волнение, ты чувствуешь: то увертюра к возвышенной и прекрасной истории. Спит мальчик, но дремлет и его душа. Фильм о пробуждении души подростка, о том сколь это трудно, как необходимо. Перед ним дверь в незнакомый дотоле мир — в мир искусства, который поможет начать диалог, для начала диалог с самим собой.
Искусство играет в сюжете фильма двоякую роль. Под его давлением пробуждается и скоропалительно развивается эмоциональная сфера. Одновременно под влиянием собственных чувств герой лучше понимает язык искусства.
Пионерский лагерь расположен в старинной усадьбе. В кадре то полуразрушенные ворота, напоминающие въезд в Ясную Поляну, то беседка, купальня, домашний театр, сохранившиеся с XVIII века. Оператор Л. Калашников откровенно снимал натуру под пейзажи В. Борисова-Мусатова. На сцене театра ставится «Маскарад».
Перебору искусства в фильме есть оправдание: ребята на отдыхе, у них масса свободного времени. Правда, последнее не служит гарантией, что человек обратится к музам. Особенно юный человек — можно гонять в футбол, валяться под сенью дерев. К счастью, в лагере есть энтузиаст пропаганды прекрасного в лице вожатого Сережи, скульптора по профессии.
Митя Лопухин предстает «шухарным малым», прыгает и скачет с намалеванными углем усами. В главе «Солнечный удар» Митя обнаруживает, что влюблен. Мир для него преображается, он получает доступ в высокую поэзию. На репетиции «Маскарада» Митя просто и естественно произносит монолог Арбенина, знаменитые слова любви, которые другому мальчику показались выспренными и ненатуральными. Митя сам любит и страдает. Митя — акселерат, отсюда сумасшедшие скорости и крутые повороты его «истории любви». И таки детский эгоизм часто перевешивает. Этот конфликт составляет драматургическую сущность картины: Мите предстоит пережить чувство, которое и взрослому не каждому выпадает, он же во многом остается ребенком. Одна из глав так и называется: «Воспитание чувств».
Он видит Лену все время с Глебом, но мечтает, что любовь одолеет преграды. Надежды вылились в письмо: «Лена! Я хотел бы тебе сказать о многом, о чем все время молчал…Я очень прошу тебя прийти к пруду, на купальню. Туда, где я впервые увидел тебя. Говорю так, потому что никогда не видел тебя прежде. Не знал, хотя мы и учились в одном классе... Твой знакомый Дмитрий Л.»
Дмитрий Л. боялся, что Лена не откликнется. Лена пришла. Можно лишь догадываться, как горько было Мите услышать, что Лене нравится другой. С надеждой покончено. Еще обиднее иметь свидетеля твоего поражения Соню Загремухину, посмевшую, к тому же, выразить сочувствие. На девушку обрушивается ураганный поток обвинений. Соня сквозь слезы произносит дурак... Я люблю тебя, а ты: «Загремухина, Загремухина...»
Надо видеть растерянное, испуганное, ошарашенное лицо Мити. Он не знает, как вести себя в подобных обстоятельствах. Признание Сони — пик Митиных «хождений по мукам». Ему открывается простая истина: никакие каноны и правила не в состоянии ему помочь, нужны собственные представления о мужской порядочности, своя, автономная, мораль.
— Что же нам теперь делать, Митя? — спросит Соня.
— Ты знаешь, Соня, я думаю, что делать нам ничего не надо, — ответит Митя, просидев всю ночь с девушкой на холодном песке. — Помнишь, Сережа рассказывал нам про Джоконду. Ведь никому от нее ничего не надо, а надо смотреть на нее долго, запомнить ее всю и потом носить с собой целую жизнь, чтобы там с тобой ни случилось. И тогда все будет хорошо.
— Что будет хорошо?
— Все. Нам ведь друг от друга ничего не надо. Ведь верно? Давай и с тобой просто запомним это лето, просто запомним, и все...
В фильме нет особых приемов, помогающих «экранизировать» духовный мир — нет воспоминаний, снов, видений и т. д. Авторы стремятся проникнуть во внутреннюю жизнь юных героев с помощью... игры. В начале фильма, балагуря и кувыркаясь, приобщаются Митя и его друзья к искусству. В главе «Улыбка в сумерках» они «играют» в очередное мероприятие. На вопрос «Что вы видите?» отвечают веселыми выкриками: «Заликова видит Фурикова». А на полотно проецируется Джоконда. Сережа не обижается, не одергивает: у детей громадная потребность в разрядке, им хочется посмеяться и покомиковать.
Что за странный комментарий к картине Леонардо да Винчи? В игру включаются авторы. В «игровой» форме они обращают наше внимание к любви. Джоконда — и реальный слайд, и метафора. Точно так же, как «Солнечный удар» — и настоящий обморок перегревшегося акселерата, и троп: Митю настиг удар, он полюбил.
Одна из самых «игровых» глав — «Мизантроп. Июль». Митя в открытую фиглярствует, пытается перевоплотиться то ли в персонажа Лермонтова, то ли в самого поэта. Он картинно восседает у заброшенных ворот с томиком «Героя нашего времени» и читает: «Вернер был худ и слаб, как ребенок, одна нога у него была короче другой... Женщины обыкновенно влюбляются в таких людей до безумия». Рождается идея: резко отличаться от окружающих хотя бы за счет физического изъяна. Следует полный юмора эпизод заливки в гипс здоровой ноги. Затем — щегольство в роли мнимого больного; Митя получает свою долю жалости (Сережа: «Ты стал похож на лорда Байрона») и насмешек.
Три главы «Маскарада» — чистая, «профессиональная» игра — театр, лицедейство. Подготовка спектакля помогает авторам донести до нас одну из основных мыслей картины: в искусство нельзя войти насильственно, механически без эмоционального отклика.
Наконец, наш термин использован в названии главы: «Подвижные игры на воздухе». Пионеры с завязанными глазами кормят друг друга манной кашей, носят на головах блюдца с яблоками, прыгают в мешках. Все ликуют. Митя впервые плачет...
В фильме подмечено противоречие ранней юности: вместе с осознание собственной уникальности и неповторимости наступает острое переживай одиночества. Вот тут услуга искусства неоценима. Смотри, смотри во все глаза — тебе откроется мир других.
Еще об одной опасности предупреждает фильм: бесконечные размышления о себе могут сопровождаться преувеличенным вниманием к своей персоне, эгоцентризмом. У Мити все сфокусировано вначале на себе. Помимо собственных желаний, он озабочен только тем впечатлением, которое производит на сверстников. Лишь в финале сознание непохожести на ребят сменяется у него пониманием единства и связи с ними.
Какие уроки извлечет юноша из ста самых напряженных дней своей короткой биографии. Станет ли он эгоистичным одиночкой или добрым и отзывчивы товарищем, способным сострадать чужой беде?
Публикация при поддержке:
http://motion.name/arc-prodvizhenie-instagram/ - ARC Following – это принципиально новый и эффективный фолловинг в сети Instagram. Этот вид фолловинга предусматривает полностью автоматизированный сбор ЦА во время «отработки лайками» по фолловерам ваших конкурентов.
http://motion.apibossa.pw/ - Автоматические просмотры инстаграм - это исключительно уникальная и новая услуга на рынке smm продвижения. Сервис автоматическая накрутка просмотров инстаграм используется для накрутки просмотров на вновь опубликованные видео.
http://instagrammotion.com/idei-dlya-publikacij-instagram/ - Cоцсеть Instagram изначально задумывалась для того, чтобы ее пользователи смогли быстро и легко обмениваться друг с другом фотографиями, однако далеко не каждый снимок приятен взору. И дело даже не в свитшотах, которые буквально заполонили собой весь Инстаграм.
|