Первые изображения атлетов туристические фирмы Калуги и физкультурников восходили к традиции Древней Греции и Римской империи, это были мощные фигуры в духе неоклассицизма. Однако это никак не относилось к футболистам, здесь важнее было передать движение тела, что в эпоху первоначальной популяризации игры особенно привлекло итальянских модернистов. В произведениях, посвящённых футбольной тематике, наметился явный отход от реалистических традиций: свидетельством тому можно считать творения таких мастеров, как Жорж Брак, Роберт Делоне, Фернан Леже и Пабло Пикассо. Одной из самых известных работ этого периода является картина Пабло Пикассо "Игрок в футбол". Футбольное зрелище пытались передать и живописцы, работающее в более традиционной манере. Так, на создание картины "Корнер" французского художника Жана Жакоби вдохновил Парижский олимпийский турнир 1924 года. На полотне воспроизведён эпизод, происходящий у самых ворот: в центре композиции вратарь, старающейся в прыжке отбить мяч и помешать нанести удар головой двум противникам. Художественное восприятие футбола всегда согласовывалось с превратностями развития самой игры. Первое послевоенное десятилетие ознаменовалось пиком интереса к футболу со стороны людей искусства, который затем постепенно слабел и достиг глубочайшего спада в 1970-е и 1980-е год, когда стадионы захлестнула волна насилия. В последующее десятилетие футбол заполнил экраны телевизоров, в него потекли огромные деньги, вследствие чего во многих странах стала бурно рассветать целая футбольная индустрия. Этот предмет вновь привлёк художников самого разного толка от сатириков-концептуалистов вроде Марка Валлингера, выставившего огромный шарф "Манчестер Юнайтед", завитый в форме спирали ДНК, до плеяды скульпторов, насаждавших улицы городов по всему миру памятниками великим игрокам (Эйсебио в Лиссабоне, Стэнли Мэтьюзу в Хэнли, Льву Яшину в Москве и прочие). Футбол и литература Художественная литература не обделила своим внимание спорт как явление в целом, и футбол как его составляющую, в частности, хотя следует отметить, что значительные литературные удачи о футболе, существующее на самых различных языках можно буквально перечесть по пальцам. Причина здесь, видимо, в том, что футбол, в общем-то, не считается принадлежностью высокой культуры. Из значимых произведений можно выделить: "Футбольные сказки" - автор Алдир Шлее (Бразилия) "Футбольная горячка" - автор Ник Хорнби (Англия) "Чертополох и чаша Грааля" - автор Робин Дженкинс (Шотландия) "Хем и футбол" - автор Налинакши Бхаттчарья (Индия) "Фабрика футбола" - автор Джон Кинг (Англия) "Мы идем" - автор Дуги Бримсон (Англия) Особняком можно выделить множество автобиографических изданий и мемуаров, написанных различными футболистами, тренерами, футбольными функционерами и судьями. Но вряд ли такого рода литературные творения можно отнести к значимым произведениям эпистолярного жанра, ибо в большинстве своём точки зрения на событии описанные в книгах носят субъективный характер. В целях улучшения ситуации и привлечения серьёзных литераторов к тематике футбола в 1957 году, ФИФА учредило премию за лучшее литературное произведение о футболе. Однако после двух лет от этой идеи пришлось отказаться, с мотивировкой … "в силу огромных сложностей её осуществления в международном масштабе". Футбол и театр Следует отметить, что футбол не пользовался особой популярностью у драматургов. Первой серьёзной пьесой на английском языке посвящённой футболу, стала "Игра", Гарольда Брикхауза (1913 год), в которой футболисты предстают честными профессионалами, не поддающимися искушению сдать матч за деньги. В Бразилии, где роль футбола не менее значима, чем в Британии серьёзных драматургических произведений на футбольную тему тоже было крайне мало. Заслуживает упоминания "Покойница" Нельсона Родригеса (1953 год): её горой, только что потерявший жену, узнает, что она была ему не верна, и решает все деньги, которые умершая отложила себе на похороны, потратить на футбол. Значимым явлением стала написанная в 1967 году пьеса Питера Терсона "Зиггер Заггер" - своего рода драматургическое исследование проблемы футбольного хулиганства, тогда только набиравшего мощь и размах. За последние годы, появилась лишь комедия Артура Смита и Криса Инглэнда "Вечер с Гари Линекером", в которой слышны отзвуки обидного поражения сборной Англии в полуфинале чемпионата мира 1990 года в Италии.
|