Введение
Проводя аудит сайта, важно исследовать не только элементы, которые
находятся в пределах самого сайта (внутренние ссылки, юзабилити,
качество текстов), но и то, что находится за его границами.
Представьте, что сайт – это не территория с четко очерченными
границами, а нечто вроде спрута, который простирает свои щупальца
вовне. Мы остановимся на одном из таких «щупалец», который играет
большую роль в привлечении трафика на сайт. Это сниппет сайта в результатах поиска.
Здесь будет рассказано, как оценивать качество сниппета и его способность привлекать трафик.
Сниппет - небольшой отрывок текста из найденной поисковой машиной
страницы сайта, который используется в качестве описания ссылки в
результатах поиска. Сниппет содержит контекст, в котором встретилось
ключевое слово в тексте на странице. В качестве сниппетов также может
выводиться текст из метатэга «Description».
Для того, чтобы посетитель кликнул на ссылку, важно не только ее
расположение (место) в результатах поиска, но и та информация, которая
в ней содержится, а также общее впечатление от ее внешнего вида.
Вот почему следует изучать сниппет в рамках аудита как одно из
«щупалец»: сайт оказывает непосредственное влияние на содержимое
сниппета. По итогам аудита можно прийти к выводу о такой оптимизации
сайта, чтобы его сниппеты привлекали больше внимания со стороны целевой
аудитории и стали более кликабельными.
Выбираем сниппеты для анализа
Сайт может генерировать десятки сниппетов, однако нет никакого
смысла анализировать все возможные варианты. В целях аудита следует
выбирать только ключевые сниппеты. Для того, чтобы выделить несколько
ключевых сниппетов, следует:
- Выбрать несколько ключевых запросов, по которым вы продвигаете свой сайт,
- Выяснить с помощью статистики, какие запросы генерируют больше всего трафика на сайт.
Предположим, ваш сайт предлагает строительные материалы, и в число
наиболее важных запросов по данным статистики и с точки зрения
раскрутки сайта попали:
- кровельные материалы,
- рулонные материалы,
- гидроизоляция,
- теплоизоляция.
Обычно список состоит из большего числа запросов, но для иллюстрации остановимся на четырех вариантах.
Изучаем сниппеты
Затем начинаем набирать наши запросы в поисковой строке. Для примера ограничимся Яндексом, хотя ту же процедуру полезно повторить и на других популярных поисковых системах.
На самом деле выбор поисковой службы / служб в целях изучения
сниппета зависит от трафика на сайт. Чем большую долю трафика приносит
поисковик, тем он важнее. Для подавляющего большинства сайтов Рунета
главным поисковиком остается Яндекс.
Давайте посмотрим, как выглядят несколько сниппетов по запросу «кровельные материалы.
1. В первую очередь следует обратить внимание на заголовок сниппета,
т.к. многие пользователи ограничиваются считыванием заголовка. Он
должен нести осмысленную информацию, некую логически завершенную мысль.
Заголовок должен делать акцент на преимуществах или, как говорят
маркетологи, на уникальном торговом предложении (УТП) компании.
Регулировать заголовок сниппета несложно, т. к. информация для него
берется из тэга <title>.
В приведенных примерах только первая ссылка содержит некое УТП: «кровельные и фасадные материалы из Европы». Также присутствие названия фирмы – Dr Schniefer – усиливает посыл: мы предлагаем европейское, немецкое качество.
Следующая ссылка – традиционный перечень ключевых слов.
Здесь тэг <title> создан исключительно для роботов поисковых
систем и не учитывает интересы и восприятие людей.
Хуже всего с заголовком сниппета обстоят дела у ссылки №6. Она
выглядит неряшливо, мысль не только не закончена, но и непонятна:
пропущены знаки препинания, текст обрывается на полуслове, да и начало
со строчной буквы в целом создает неблагоприятное впечатление.
Заголовок должен быть достаточно коротким, чтобы не быть оборванным на
полуслове.
2. Далее изучаем поясняющий текст. Его регулировать намного
сложнее, хотя нельзя сказать, что это совершенно невозможно. Как совет:
если поисковая система взяла в качестве сниппета не желательный
фрагмент текста, измените именно его. Если нельзя изменить, возьмите в
тэг <noindex>.
Создавать грамотные сниппеты под все поисковые запросы - достаточно
трудоемкое занятие, однако оно окупается большей кликабельностью в
результатах поиска. В идеальном случае, текст должен продолжить мысль
заголовка, более подробно обрисовать УТП.
Ссылка №4 начинает «за здравие», но заканчивает «за упокой». Сначала
говорится о «семейных традициях», потом внезапно идет какая-то «ошибка
№4», какой-то «выбор монтажной бригады» и т. д.
Ссылка №5 предлагает нечто вроде ликбеза на тему кровельных материалов. Текст не продает, а ликвидирует пробелы в образовании.
Ссылка №7 содержит что-то невразумительное.
А вот ссылка №6 лучше конкурентов справляется с задачей
сформулировать УТП: опыт компании и использование новейших технологий.
Хотя здесь не помешало бы больше конкретики и меньше пафосного
самовосхваления.
Многие сайты не уделяют должного внимания тексту сниппета, в
результате чего ссылка выглядит непривлекательно, в ней содержится
много мусора. Вот несколько примеров таких сниппетов:
3. Наконец, смотрим, сопутствует ли сниппету фавикон, иконка
сайта. Фавикон не обязательный, но желательный элемент сниппета. Он не
только помогает выделить ссылку на фоне конкурирующих, но и придает
сниппету солидность.
Желательно, чтобы цвет фавикона контрастировал с цветом заголовка
сниппета, а его рисунок был понятным. Например, в приведенных выше
примерах символика фавикона компании Dr Schniefer совершенно непонятна,
а сам значок похож на мелкий грязноватый прямоугольник. Лучше выглядит
фавикон компании Технониколь благодаря присутствию оранжевого элемента.
4. Также для повышения кликабельности сниппет может содержать дополнительные ссылки и адрес компании.
Однако наличие адреса в некоторых случаях может снизить
кликабельность ссылки. Если компания работает в общероссийском
масштабе, а ее офис расположен где-нибудь в Подмосковье, то наличие
адреса может отпугнуть потенциальных клиентов из других регионов –
такие случаи нам известны.
Трафик
Количество кликов по ссылке зависит не только от ее места в
результатах поиска. Нам известно очень много примеров, когда ссылки на
первых местах получали мизерную долю кликов по сравнению с тем, что они
могли бы получить.
По этой причине следующий этап аудита – изучение кликабельности существующих сниппетов. С этой целью нарисуем такую табличку:
1. Изучив несколько ключевых запросов вы обнаружите, насколько низкий CTR
(соотношение показов к кликам) у большинства сниппетов, даже тех из
них, что расположены на первых местах. Не редкость CTR на уровне 0,03 –
2%.
Это свидетельствует о том, что сниппет несмотря на выгодное расположение очень плохо работает на привлечение кликов.
2. Далее, на что следует обратить внимание, - какая страница загружается после клика.
Очень и очень многие сайты грешат переоптимизацией домашней страницы
сайта, когда все ссылки ведут сюда. Размещая конкретный запрос,
потенциальный клиент попадает не на целевую, а на главную страничку,
где он вынужден снова искать то, что ему нужно.
Переоптимизация обычно достигается за счет длинных текстов,
написанных и размещенных на главной странице в расчете на роботов, а не
людей. Вместо того, чтобы создать для каждого вида услуги свою
страничку и оптимизировать ее по ограниченному списку ключевых слов,
разработчики сайта всю оптимизацию свели к раскрутке домашней страницы.
Это все равно, что заказать такси до конкретной улицы и быть
высаженым возле Красной площади только потому, что это центр города и
отсюда начинаются все пути. Очевидно, что большинство посетителей не
устраивает такое положение дел, и они либо уходят сразу (отказы), либо
уходят, открыв 2-3 странички и толком не разобравшись в навигации
(малая глубина просмотра и короткое время на сайте).
Для того, чтобы посетитель не разочаровался при взгляде на
загрузившуюся страницу и не ушел, обещание, которое содержится в тексте
ссылки, должно соответствовать результату загрузки.
Для того, чтобы повысить CTR сниппета настройте его содержание и внешний вид в соответствии с рекомендациями.
Для того, чтобы не разочаровать посетителя, откажитесь от
переоптимизации главной страницы и направляйте посетителя на целевые
посадочные страницы, содержание которых в точности соответствует
содержанию сниппета.
|